Ведомости
19 мая 2004, 09:38
Рост нефтяных цен мешает авиакомпаниям выйти из кризиса
Мировая индустрия авиаперевозок никак не может восстановиться после почти трехлетней рецессии, вызванной терактами в США 11 сентября 2001 г. и эпидемией атипичной пневмонии. По итогам 2003 г. объем глобальных пассажирских авиаперевозок снизился на 2,4%. Но авиакомпании надеялись, что в нынешнем году спад прекратится. Так, в немецкой Lufthansa прогнозировали 7%-ный рост мирового пассажиропотока. А по оценкам "Ренессанс Капитала", в 2004 г. мировой пассажиропоток может возрасти на 8,7%.
Но этим планам может помешать небывало высокий рост цен на нефть. Только с начала этого года мировые цены на нефть повысились более чем на 20%, достигнув максимального уровня более чем за 20 лет. Вслед за ней растут и цены на нефтепродукты - вчера тонна авиакеросина стоила $387.
Котировки ведущих авиаперевозчиков, в структуре затрат которых расходы на топливо занимают существенную долю, снижаются вот уже несколько месяцев. С 1 марта акции Air France подешевели на 24,3%, Lufthansa - на 17%, KLM - на 22,5%, British Airways - на 23,5%. А капитализация американской Delta с начала года вообще упала более чем вдвое.
За аномально высокие нефтяные цены придется заплатить пассажирам: ряд ведущих мировых авиакомпаний уже объявил о намерении ввести специальную "нефтяную" наценку. Наиболее существенное повышение ждет пассажиров Swiss Air - с четверга стоимость билетов швейцарской авиакомпании возрастет на 3%. Другие компании вводят более скромные наценки. Так, билет французской Air France с сегодняшнего дня обойдется пассажирам на 3 евро дороже. Представитель компании пояснил "Ведомостям", что эта надбавка просуществует до тех пор, пока нефть не подешевеет до $30 за баррель. Голландская KLM, с которой сейчас объединяется Air France, повышает стоимость билетов на 4 евро. Билеты British Airways станут дороже на 2,5 фунта, а дискаунтера Ryanair - на 4 евро. Исходя из количества перевезенных в 2003 г. пассажиров British Airways за счет дополнительных сборов рассчитывает привлечь дополнительно около $136 млн, а Air France - 129 млн евро. "Если бы мы не повышали стоимость билетов, то разорились бы", - уверяет представитель компании Йозес Эддини. "Эти наценки лишь частично компенсируют ущерб авиакомпаний, - сетует представитель Ryanair Пэнн Илс. - Поэтому мы стремимся сокращать другие расходы".
Аналитик Transport Research Laboratory Патрик Фолли говорит, что в структуре расходов европейских авиакомпаний затраты на топливо составляют около 16% (у дискаунтера Ryanair - 11-15%). У российских перевозчиков эта цифра значительно выше - 31,22% по итогам 2003 г., и это самая значительная часть их расходов. Тем не менее, отмечает эксперт, знакомый с ситуацией в отрасли, попросивший не упоминать его имени, рост мировых цен на нефть практически не влияет на российских перевозчиков. По его словам, цены на авиатопливо в России растут медленнее инфляции. В 2003 г. инфляция составила 12%, керосин подорожал на 10,2%, а средний тариф эконом-класса на внутренних линиях в прошлом году вырос на 11,7%. С начала этого года стоимость керосина в Москве вообще не изменилась. А вот в Санкт-Петербурге, где есть только один аэропорт - "Пулково", - цена топлива выросла почти на 6% - до 9000 руб./т в апреле. Это ненамного ниже европейских цен.
"Фактически рост цен на авиакеросин в России остановился. Это означает, что либо в стране существует избыток предложения, либо цены достигли потолка и их дальнейший рост приведет к спаду перевозок. Пока же мы наблюдаем обратную ситуацию: за март, который считается мертвым сезоном, общий рост перевозок пассажиров составил 17%, а на международных линиях - 26%", - рассуждает отраслевой эксперт.
В "Аэрофлоте", который больше других российских перевозчиков летает на международных линиях, получить комментарии не удалось. Но источник в компании напоминает, что у "Аэрофлота" есть соглашение о тарифах с Air France и, возможно, пассажиров компании будет ждать "что-то подобное". А "Ренессанс Капитал" в своем недавнем обзоре по "Аэрофлоту" указывал, что компания станет убыточной только в том случае, если цены на топливо повысятся на 18,3%. Замдиректора по связям с общественностью другой российской авиакомпании "Сибирь" Игорь Волков говорит, что пока на его компании рост нефтяных цен не отразился, так как сейчас используется топливо, которое покупалось по более низким ценам. В дальнейшем Волков не исключает повышения цен на билеты "Сибири". "Но он не будет значительным. Кроме того, будет учитывать рост и других затрат", - поясняет он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят