О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российская авиация осталась без пилота

В этом году объем пассажиропотока в России вырастет примерно на 20% - таким оптимистичным заявлением открыл вчера выставку "Аэропорт-2004" бывший глава ГСГА, нынешний руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько. "Мы прошли самый тяжелый период, и сейчас идет активное развитие авиационной отрасли, и это развитие уже не остановить", - подчеркнул г-н Нерадько. "Вообще, последние годы показали, что авиаторы учатся летать", - развил мысль коллеги начальник управления Министерства транспорта и связи РФ Станислав Овчаренко. Проблема лишь в том, что, похоже, пока отечественным авиаторам приходится обучаться полетам без четкой государственной стратегии - новый руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (пришедшего на смену ГСГА) Николай Шипиль, публичного дебюта которого ждали все собравшиеся, мероприятие проигнорировал.

"Отдуваться" за отсутствующего коллегу, от которого все ждали разъяснений по поводу дальнейшей работы нового ведомства в сфере авиационной политики, пришлось Александру Нерадько. И хотя сам он подчеркнул, что в его функции теперь входит лишь контроль за деятельностью транспортных предприятий, г-н Нерадько все же решил разъяснить основные изменения, произошедшие за последнее время в регулировании авиационной отрасли. "Сейчас те привычные функции, которые выполнялись авиационными властями, будут выполняться Министерством транспорта и связи РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах их компетенции, - пояснил г-н Нерадько. - Основные положения направлены на развитие бизнеса и снижение административных барьеров в этой сфере". Однако, несмотря на формальную либерализацию, главной задачей, как подчеркнул г-н Нерадько, остается обеспечение безопасности. Причем, судя по данным, озвученным бывшим главой ГСГА, летать российскими самолетами за последние восемь лет стало намного спокойнее. "Сейчас объемы перевозок примерно соответствуют тем, которые были в 1995 г., однако если тогда в год в авиации было около 50 происшествий, то в прошлом году их было всего 9".

В продолжение этой темы Александр Нерадько заявил, что в течение этого года в Госдуму РФ будет направлен доработанный вариант законопроекта об авиационной безопасности. Новые правила, в частности, предусматривают укрепление дверей, отделяющих кабину экипажа от салона, и введение систем видеонаблюдения на борту воздушного судна. Правда, до сих пор открытым остается вопрос о целесообразности присутствия на борту сотрудников вооруженной охраны. После трагических событий 11 сентября США ввели на некоторых рейсах подобную меру, сопровождение некоторых рейсов сотрудниками охраны самих авиакомпаний используют и российские перевозчики, однако ICAO до сих пор не выработала однозначного мнения по этому вопросу. Говоря о возможных негативных последствиях такой меры, Александр Нерадько вспомнил происшествие 1973 года, когда во время рейса Иркутск - Москва террорист, вооруженный безоболочным взрывным устройством, попытался захватить самолет Ту-104. "На этом борту находился вооруженный сотрудник Министерства внутренних дел - распоряжение об этом это было сделано после событий 1970 года, когда террорист попытался захватить и угнать самолет, - пояснил г-н Нерадько. - В 1973 г. сотрудник внутренних дел стрелял в преступника, в результате чего взрывное устройство взорвалось, и все пассажиры и экипаж погибли. После этих событий вооруженное сопровождение на наших самолетах было отменено".

Еще одна злободневная тема, которая сейчас волнует все авиационное сообщество, - рост цен на нефть и, как следствие, постоянное увеличение стоимости авиационного керосина. Многие европейские компании уже объявили о повышении стоимости своих билетов в связи с растущими расходами на топливо. Так, с сегодняшнего дня увеличивает цены на свои билеты авиакомпания Air France, ранее об увеличении стоимости своих услуг для пассажиров заявила авиакомпания SAS. SAS с 1 июня этого годаподнимает цены на 4 евро на билеты на внутренних рейсах и на 6 евро - на европейских маршрутах. Одновременно дочерние авиакомпании SAS - Spanair и SAS Braathens - увеличивают цены на авиабилеты в среднем на 3-6%. И даже крупнейшая европейская авиакомпания British Airways, операционная прибыль которой в прошлом году выросла на 37%, также поддалась мировой тенденции. Британцы заявили о росте предполагаемых расходов на топливо в этом году в размере 263 млн долл., и подняли цены на билеты на 2,5 фунта стерлингов на внутренних линиях и на 4 доллара - на международных. Правда, судя по словам Александра Нерадько, российских авиакомпаний проблемы западных авиаторов пока не коснулись. "Мы постоянно проводим мониторинг цен на нефть, однако пока не наблюдается существенного повышения цен на авиационный керосин, - заявил он. - В будущем это, конечно, может стать проблемой, однако я полагаю, что это не вызовет существенного роста цен на перевозки. За первый квартал этого года рост авиационных тарифов не превысил 4%".

Более того, в последнее время цены на билеты на некоторых направлениях стали несколько ниже, отметил г-н Нерадько. Это связано с отменой квотирования на внутренних рейсах (это решение вступило в силу с 1 апреля этого года), что позволило ряду крупных авиакомпаний выходить на те маршруты, которые ранее были для них закрыты. "Отмена квотирования ведет к повышению конкуренции и, как следствие, к снижению тарифов на перевозки, - считает глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. - На ряде линий тарифы существенно снизились и приблизились к тем, которые предлагают крупнейшие перевозчики". Правда, эксперты полагают, что снижение тарифов - вещь временная, к которой прибегают крупные перевозчики лишь на первых этапах выхода на новые рынки. "Крупные компании имеют возможность демпинговать, когда выходят в регионы, - пояснил RBC daily представитель Министерства транспорта и связи РФ. - Но обычно низкие тарифы держатся лишь до той поры, пока еще сильны позиции местных региональных перевозчиков. Понятно, что противостоять таким "монстрам", как "Аэрофлот" или "Трансаэро", небольшим региональным авиакомпаниям невозможно. В тот момент, когда они уйдут с рынка, тарифы начнут возвращаться на прежний уровень"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка