О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Летать над Швейцарией стало еще опаснее"

Вчера германское Ведомство по расследованию авиационных происшествий (BFU) обнародовало окончательный официальный отчет о причинах авиакатастрофы над Боденским озером, случившейся в ночь с 1 на 2 июля 2002 года. Тогда самолет "Башкирских авиалиний" Ту-154 столкнулся с грузовым "Боингом" почтовой службы DHL, в результате чего погиб 71 человек, 52 из которых - дети. Несмотря на то что название швейцарской фирмы Skyguide, ответственной за навигацию полетов в этой зоне, в отчете не упоминается ни разу, основную вину BFU возложило именно на эту диспетчерскую компанию. Спустя несколько часов после появления отчета руководство Skyguide добровольно признало свою вину.

Напомним, что Ту-154 "Башкирских авиалиний" вылетел из московского аэропорта Домодедово 1 июля в 22.48 и взял курс на Барселону. В 1.35 по московскому времени на высоте 10 960 метров самолет столкнулся с грузовым лайнером Боинг-757, принадлежавшим компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель. Это произошло в 120 км от Штутгарта, близ Боденского озера. Суммарная скорость самолетов превышала 1500 км/ч. Шансов на спасение у пассажиров не было. Обломки лайнеров разбросало по земле в радиусе более 30 км. Наиболее крупные фрагменты Ту-154 упали на землю близ города Юберлинген всего в нескольких десятках метров от жилых домов. В башкирском Ту-154 находилось 57 пассажиров, 52 из которых - дети: они отправлялись на отдых в Испанию. Погибли и 12 членов экипажа российского самолета, и оба пилота "Боинга". В компетенцию BFU не входит вынесение официальных обвинений: это приоритет прокуратуры и суда, которые точку в деле пока не поставили. Однако из отчета BFU однозначно следует, что главным виновником катастрофы был диспетчер Skyguide Петер Нильсен, отдавший пилотам обоих самолетов 10 из 12 поступивших к ним указаний относительно того, как им надлежало действовать, чтобы избежать столкновения. К слову, само название компании Skyguide в отчете не упоминается ни разу: эксперты называют ее "цюрихским центром по обеспечению безопасности и контролю за полетами".

По мнению экспертов BFU, ситуация развивалась следующим образом. Спустя несколько минут после того, как авиадиспетчер Петер Нильсен принял контроль над Ту-154, в одном эшелоне с российским лайнером показался "Боинг". Первым на эту опасную ситуацию обратил внимание авиадиспетчер, дежуривший в контрольном центре германского города Карлсруэ. Он немедленно предпринял попытку связаться с Нильсеном, однако телефонные линии - как основная, так и резервная - в офисе Skyguide не работали (как установили специалисты, администрация швейцарской компании была осведомлена о неполадках на собственных линиях задолго до трагедии, однако по непонятным причинам отремонтировать связь не удосужилась). Всего немецкий коллега пытался связаться с Нильсеном 11 раз, но его старания успехом так и не увенчались. Через некоторое время автономная техническая система "ТИКАС" отдала пилотам Ту-154 команду уйти в верхний эшелон, в то время как Нильсен, наконец обративший внимание на грозящую катастрофой ситуацию, в спешке принял неверное решение и, напротив, приказал им снизиться, повторив это требование дважды с интервалом в 6 секунд. По всей видимости, летчики вступили с диспетчером в непродолжительный спор, но потом все-таки выполнили его указание. После этого катастрофы было уже не избежать.

Напомним, что Петер Нильсен был зарезан в собственной квартире 24 февраля 2004 года. В его убийстве подозревается житель Северной Осетии Виталий Калоев, жена и двое детей которого также оказались жертвами авиакатастрофы над Боденским озером. Сейчас Калоев находится в специализированном психиатрическом изоляторе в Цюрихе.

На пресс-конференции в Цюрихе, организованной руководством Skyguide, генеральный директор компании Ален Россьер заявил, что компания берет всю вину за случившееся на себя. "Мы просим прощения у семей погибших", - заявил Россьер, специально для этого случая выучивший эту фразу на русском языке. Сразу после пресс-конференции президент Швейцарской Конфедерации Йозеф Дайс направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором еще раз попросил прощения и выразил соболезнования родственникам жертв катастрофы. Немецкая и швейцарская печать отреагировали незамедлительно. Здешние СМИ обрушились с критикой как на Skyguide, так и на всю систему воздушной безопасности Швейцарии. В частности, немецкий еженедельник Spiegel пишет о том, что "летать над Швейцарией стало еще опаснее". Издание констатирует, что "за 2003 год в небе над Швейцарией было зарегистрировано 25 случаев, когда воздушные суда находились на грани столкновения, - это на 16 случаев больше, чем в 2002 году"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка