О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлетная полоса

Лев Шорин, директор ОАО НПО "Родина" - Старицкий механический завод

- Лев Александрович, на чем специализируется Научно-производственное объединение "Родина"?

- ОАО НПО "Родина" занимается проектированием и изготовлением рулевых приводов летательных аппаратов. Структура объединения такова: головное предприятие -в Москве, а его единственный филиал - в Старице. "Родина" разрабатывает техническую документацию и передает ее нам. Мы, в свою очередь, разрабатываем технологические процессы, изготавливаем оснастку и делаем первые опытные образцы рулевых приводов. Затем проводим полный цикл испытаний -ресурсные, климатические, прочностные, вибрационные и др. После завершения испытаний изготавливаем первый летный комплект, который устанавливается на первый новый самолет, предназначенный для летно-конструкторских испытаний. Следующий этап -запуск в серийное производство.

- Не секрет, что российская авиационная промышленность переживает далеко не лучшие времена. Очевидно, серийное производство -слишком громко сказано.

- Вы правы, в настоящее время наша серия агрегатов, в лучшем случае - 20-30 штук. До перестройки в СССР выпускалось до 200 самолетов гражданской авиации в год, а теперь - 2-3 самолета каждого типа. И если раньше мы только осваивали изготовление агрегатов, то теперь сами полностью удовлетворяем потребности самолетных заводов в своем секторе. Раньше авиация считалась престижем страны - сколько ей требовалось средств, столько и выделяли, нужно было лишь представить в Минавиапром соответствующее обоснование в их необходимости. Теперь ситуация изменилась что заработали, то и получили, и ничего более.

- На какие конкретно новые самолеты вы делаете рулевые приводы?

- На Ту-334. На данный момент этих самолетов выпущено всего два, сейчас мы делаем комплект приводов на третий. Также на Бе-200, есть такой отличный самолет-лодка, предназначенный для тушения лесных пожаров.

Он в отличие от американских самолетов может, не садясь на водоем, глиссируя по поверхности, в течение 12-15 секунд набрать 20 тонн воды. Несмотря на то, что потребность в этих машинах большая, пока их в эксплуатации всего два. Еще есть Ту-204, который, как и Ту-334, относится к классу среднемагистральных самолетов. Такие самолеты очень нужны сейчас нашей стране, поскольку имеющийся самолетный парк гражданской авиации выработал ресурс на 80% и более. Дальше - Ил-96-300, на котором летает Президент России. Агрегаты для рулевого управления этого самолета тоже сделаны на Старицком механическом заводе.

- За годы перестройки многие предприятия значительно сократили мощность, к примеру, из пяти цехов сейчас работают два, а три стоят. А у вас?

- Мы тоже вынуждены были в 90-е годы сократить численность, но все основные специалисты остались работать на заводе; технологические процессы сохранены. Завод мобильный, с законченным производственным циклом. Имеются и работают все необходимые цеха и участки: механический, сборочный, испытательный, термический, гальванический и литейный.

- За счет чего удалось сохранить предприятие?

- Когда авиапром резко снизил обороты, сократились заказы по авиационной тематике, стали расти долги, мы для начала предложили нескольким стекольным заводам, находящимся в Тверской области, изготавливать запасные части для стеклоформующих машин. Дело в том, что в России высокопроизводительные стеклоформующие машины не выпускаются, и стеклозаводы вынуждены покупать импортное оборудование. До перестройки это было достаточно легко, поскольку существовали различные программы экономической взаимопомощи между странами соцлагеря по линии СЭВ. Но, когда доллар подскочил до 25 рублей, многим предприятиям стали не по карману не только машины, но и запасные части к ним. Нам начали поступать заказы, и постепенно, в течение двух лет, мы погасили все долги по налогам и сборам, в том числе и пени.

- А сейчас вы также продолжаете выпускать запасные части под заказ или специализируетесь исключительно на основной продукции?

- Положение дел в производстве складывалось следующим образом: в 1999 году соотношение основной продукции и продукции общепромышленного назначения было 50% на 50%, в 2000 году оно стало 60% и 40%, в 2001 - 70% и 30%, в 2002 - 75% и 25%, а в 2003 году - 80% и 20%. Сейчас мы продолжаем изготавливать продукцию общепромышленного назначения, делая упор на сложную, выгодную для завода.

- А что это за уникальный электрогидравлический усилитель размером с половину сигаретной пачки, который недавно был сделан на вашем заводе? Я читала об этом в Интернете.

- Сейчас самолеты очень большие, и для управления ими требуются гидравлические и электрогидравлические агрегаты высокой степени сложности и надежности, при этом усилие на ручке управления пилота должно быть 150-200 г, а на выходном звене исполнительного механизма агрегата - 7-10 тонн, а то и больше. Это и обеспечивает изготавливаемый нами электрогидравлический усилитель размером с половину сигаретной пачки. Рулевые приводы с такими усилителями-струйниками уже установлены на самолет Ту-334.

- Для того чтобы изготовить такие агрегаты, требуется высокоточное оборудование. Вам удалось перевооружить завод?

- На данный момент завод работает с прибылью, но, учитывая то, что в течение 15 лет в него ничего не вкладывалось, деньги сразу же рассасываются на запасные части к имеющемуся оборудованию, покупку материалов, оплату электроэнергии, налогов и другие первоочередные нужды, связанные с обеспечением жизнедеятельности завода. В частности, сейчас нам крайне необходимо четыре с половиной миллиона рублей для перевода зданий на автономное газовое отопление. В свое время прежнее руководство непонятно зачем начало строить и так и не достроило огромную котельную. Сначала устанавливалось оборудование под твердое топливо, потом под жидкое, потом под газ, но газопровод - 1,5 км - так к заводу и не подвели.

Что касается оборудования, то Запад в этом отношении ушел далеко вперед - там предприятия оснащены не только высокоточными, но и высокопроизводительными станками с числовым программным и компьютерным управлением. Стоимость одного такого станка - миллионы долларов. Естественно, таких средств у нас пока нет. Мы все агрегаты продолжаем делать на нашем, можно сказать, морально устаревшем оборудовании, но с таким уровнем качества, что наша авиационная техника остается самой передовой в мире.

Представляете, какие высокие результаты мы могли бы получить, работая на современном оборудовании.

- Испытывает ли ваше предприятие кадровые проблемы?

- Сейчас на заводе работает 270 человек. Есть опытные технологи, конструкторы, рабочие. Среди них и те, кто остался верен заводу при любых обстоятельствах, и те, кто в трудные времена ушли с завода, а теперь вернулись. Кроме того, за последнее время мы приняли на работу много молодежи и учим ее сами, так как поняли, что готовых специалистов найти трудно. На данный момент завод кадрами укомплектован. Но в связи с тем, что головное предприятие ставит задачу увеличить объемы производства в два раза, нам придется дополнительно создавать рабочие места. А чем привлечь специалистов, если опытный расточник у нас получает 9 тысяч рублей, а в Москве - как минимум 18? У нас рабочий в среднем зарабатывает 7-8 тысяч рублей, классный специалист-станочник - 12 тысяч, а ИТР - всего 4,5 тысячи рублей.

И это при том, что продукция, которую мы выпускаем, крайне сложная и требует от коллектива массы энергии и сил. В ближайшее время мы серьезно будем работать над проблемой кадров, и думаю, что совместно с головным предприятием мы ее решим.

По итогам 2003 года рост ВВП составил в Старицком районе 15,3% (в среднем по России - 7,3%). Этот показатель достигнут за счет роста объемов производства: в промышленности - на 11%, в сельском хозяйстве - на 18%, в сфере услуг - на 7%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Афанасий-Бизнес». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка