Время новостей
21 мая 2004, 18:46
Киев встал на пути из Москвы в Грецию
Возникновение межгосударственного конфликта генеральный директор авиакомпании "Аэросвит" Григорий Гуртовой публично предсказал еще в начале апреля. В интервью журналу "Бизнес", опубликованном 12 апреля, он говорил о только что завершившемся споре из-за частот полетов "Аэрофлота" и "Аэросвита" между столицами двух стран. Гендиректор сказал: "Что касается эксплуатации маршрута Киев - Москва, конфликт на сегодня действительно улажен. Но в то же время назревает новый, связанный с пролетами над территорией Российской Федерации ...В мае мы намерены начать полеты в Пекин. И вновь столкнулись с тем, что российская сторона решает экономические вопросы политическими методами, т.е. она ограничила доступ украинским авиаперевозчикам в воздушное пространство Российской Федерации. Рейс под вопросом, а вместе с ним и возобновление воздушного сообщения между Украиной и Китаем".
Речь шла (и идет) о следующем. Кратчайший воздушный путь из Киева в Пекин частично пролегает через территорию России, по так называемому Транссибирскому маршруту (ТСМ). За пролет по ТСМ согласно сохранившейся с советских времен практике с иностранных авиакомпаний взимаются так называемые "компенсационные платежи" (они же роялти), которые делятся между компанией "Аэрофлот" и бюджетом Минтранса России. Ссылаясь на Чикагскую конвенцию 1944 года о международной гражданской авиации (которая не предусматривает таких платежей) и на ратифицированное 20 апреля этого года парламентами Украины и России соглашение о Едином экономическом пространстве, "Аэросвит" требует бесплатного пролета по ТСМ. Госдепартамент воздушного транспорта Минтранса Украины ("Укравиатранс") "свою" компанию в этом всецело поддерживает. Аналогичное российское ведомство - Федеральное агентство по воздушному транспорту (ФАВТ) - резонно опасается, что если дать послабление одним ("Аэросвиту"), то и все остальные иностранные авиакомпании, летающие через Сибирь, потребуют освободить их от "компенсационных платежей".
Проблему осложняют и старые российско-украинские авиационные счеты, не имеющие прямого отношения к "Аэросвиту". Россия требует с Украины около 4,5 млн долл., которые осталась должна за аэронавигационное обслуживание полуразорившаяся компания "Авиалинии Украины". В ноябре 2003 года за долги ей закрыли воздушное пространство России. Несколько недель спустя она окончательно прекратила обслуживать маршрут Киев - Пекин.
12 мая этого года, так и не дождавшись допуска на ТСМ, воздушную связь Украины с Поднебесной восстановил "Аэросвит". Как заявил 20 мая газете "Время новостей" пресс-секретарь этой компании Сергей Куцый, из-за необходимости "облетать" российскую территорию лайнеры "Аэросвита" тратят на дорогу на час больше с сопутствующим увеличением расходов. По словам г-на Куцого, "Аэросвит" вообще долго сомневался в экономической целесообразности открытия пекинского рейса на этих условиях.
Чтобы поддержать авиакомпанию, делегация "Укравиатранса" прибыла 18 мая в Москву на переговоры с ФАВТ. А чтобы укрепить свои переговорные позиции, накануне, 17 мая, "Укравиатранс" направил российским коллегам телеграмму-предупреждение, что полеты "Аэрофлота" из Москвы в Грецию через территорию Украины будут запрещены с 1 июня и до "утверждения поданного расписания рейсов "Аэросвита". Как сообщил газете "Время новостей" источник, близкий к переговорам, стороны согласились отложить в сторону проблему старых долгов по аэронавигации и перенести ее на рассмотрение двусторонней межправительственной комиссии. Но в главном вопросе - о пролете по ТСМ - российские чиновники остались непреклонны. Более того, они заявили, что уже готовы резервные схемы облета украинской территории российскими самолетами на случай не только введения обещанных ограничений на греческом направлении, но и любых последующих санкций.
В "Аэрофлоте" газете "Время новостей" 20 мая объяснили, что резервный маршрут в Грецию предусматривает удлинение полета на 20-25 минут и может быть реализован без увеличения стоимости билета. "Аэрофлот" сейчас выполняет по четыре парных рейса Москва - Афины в неделю. Ближе к Олимпиаде, которая состоится в греческой столице с 13 по 29 августа, этот рейс станет ежедневным.
В "Аэрофлоте" говорят, что еще не получали ни от российских, ни от украинских властей официального извещения о санкциях. Начальник управления межгосударственных соглашений и авиационных перевозок "Укравиатранса" Михаил Кочубей посоветовал корреспонденту газеты "Время новостей" не воспринимать слово "санкции" слишком серьезно, объяснил, что "продолжается нормальный процесс переговоров", и выразил уверенность, что взаимоприемлемое решение не может не быть достигнуто....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет