О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай замахнулся на святое

В конце апреля в Пекине на встрече с министром обороны России Сергеем Ивановым председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао сделал заявление о том, что "практика поставок готовой военной техники из России себя исчерпала, пришло время искать новые формы взаимодействия". А министр обороны КНР Цао Ганчуань предложил снять все ограничения на поставку военной техники и обеспечить доступ китайских специалистов к сверхсекретным ноу-хау российского ВПК.

Сейчас наше Минобороны рассматривает Китай в качестве вероятного военного противника, поэтому продажа в КНР некоторых видов российской военной техники запрещена. Однако до сих пор китайцев это не волновало, поскольку торговля с ними в последние десять лет строилась по принципу "бери, что дают". И китайцы брали, причем много. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) стабильно закупала в России оружия примерно на 1,5-2 млрд долларов в год. Доля Россия в китайском импорте вооружений достигла 90%.

Ясно, что настроения китайцев изменились. Почему?

За Китайской стеной

Еще полтора года назад на XVI съезде компартии в Пекине председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что через двадцать лет Китай намерен сделать свою армию одной из самых мощных и современных в мире. За это время китайцы должны создать широкую гамму военной техники, превосходящую по своим характеристикам все разрабатываемые сейчас в мире аналоги. Предыдущую задачу компартии - научиться клонировать военную технику последнего поколения российского и американского производства - китайский ВПК с треском провалил.

Например, в начале восьмидесятых китайцы бросили все усилия на создание собственной версии легкого американского истребителя F-16. В конце 2002 года, то есть через двадцать лет после старта программы, китайские авиастроители смогли приступить к мелкосерийному производству клона - машины J-10. Правда, по своим характеристикам китайский самолет относится не к четвертому поколению, как F-16, а скорее, к третьему. Сейчас дюжина J-10 передана в опытную эксплуатацию ВВС НОАК для выявления недостатков конструкции.

Не лучше обстоят дела у китайцев и с клонированием систем ПВО. Закупив в России не менее 12 дивизионов зенитно-ракетных комплексов дальнего действия С-300, Китай попытался создать клон этой системы, получивший обозначение FT-2000. Сейчас этот комплекс существует в единственном экземпляре. Внешне он очень похож на знаменитый российский ЗРК. Но в отличие от С-300 китайская система ПВО не может поражать активно маневрирующие цели. То есть против боевых самолетов и крылатых ракет она абсолютно неэффективна.

Самая показательная история клонирования военной техники в Китае произошла с советскими авианосцами. Сразу после развала СССР Китай приобрел у России и Украины три авианесущих крейсера - "Минск", "Киев" и "Варяг", списанных из состава ВМФ СССР. Китайская программа создания собственного авианосца стартовала в 1993 году, однако ни один авианосец Китаю построить не удалось. Программу заморозили на неопределенное время. Сейчас "Минск" превратился в плавучий аттракцион Minsk World, а из "Киева" и "Варяга" делают пятизвездочный отель и казино.

Таким образом, китайский ВПК к воспроизведению чужих технологий в настоящий момент не готов. Поэтому единственный шанс китайских оборонщиков выполнить новое партзадание - приобрести новейшие технологии в России и привлечь наших специалистов к разработке современных систем вооружений. То есть попытаться создать за счет нашей страны собственную конструкторскую школу.

У кого армия лучше

Новые технологические запросы Пекина без преувеличения можно назвать чрезмерными. Сейчас НОАК закупает у нас последние модификации истребителей четвертого поколения Су-30МКК. Эти самолеты по праву считаются одними из лучших в мире. Их нет на вооружении даже в российской армии. Из-за нехватки средств наши ВВС вынуждены довольствоваться всего лишь модернизацией менее совершенных Су-27. Тем не менее Китай требует установить на Су-30МКК радары с фазированной антенной решеткой типа "Барс" и ракеты класса "воздух-воздух" с активной головкой самонаведения. При этом китайцы увязывают приобретение новых партий самолетов с передачей им технологий производства и радаров, и ракет, а также с продажей им лицензии на производство двигателей АЛ-31Ф, которыми комплектуются Су-30.

В секторе военно-морских вооружений интересы китайцев еще шире. Перед распадом СССР наша страна спроектировала эсминец проекта 956У с газотурбинной энергетической установкой. Предполагалось, что этот корабль станет главной ударной силой ВМФ СССР в средней океанской зоне. Но из-за отсутствия денег в серию проект запущен не был. Сейчас НОАК предлагает профинансировать постройку головного эсминца, но при условии передачи в Китай как самого корабля, так и всей документации на него. КНР хочет стать соинвестором проекта создания плавучих атомных электростанций с российскими реакторами КЛТ-40С, у китайского ВПК уже есть план адаптации этих реакторов для атомных подводных лодок собственного производства. Наконец, КНР вынашивает план привлечь Россию в качестве проектировщика тяжелого авианосца, который предполагается заложить в ближайшие два-три года.

Уже сейчас военная мощь Китая вполне сопоставима с российской. Если не принимать в расчет ядерное оружие, то надо признать, что Китай в военном отношении даже обогнал нашу страну. На вооружении НОАК стоит 280 истребителей четвертого поколения, в основном Су-27 и Су-30. Через два года количество этих самолетов возрастет почти до 400. ВМФ Китая к 2007 году будет обладать почти двумя десятками малошумных подлодок класса Kilo российского производства и как минимум двумя эскадрами мощных боевых кораблей, главным образом эсминцами класса "Современный", сделанными в России. Система ПВО Китая, состоящая из дюжины дивизионов С-300 и трех десятков комплексов Тор-М1, - самая лучшая в Азии. В России же всего около 400 истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, причем на крыле из них меньше половины. Наш тихоокеанский флот гниет в портах, а наша система ПВО, по словам бывшего главкома ВВС Анатолия Корнукова, изобилует "мертвыми зонами".

Получается, что в случае военных действий без применения ядерного оружия перевес почти наверняка будет на стороне КНР. Какую же цену готовы заплатить китайцы за то, чтобы за наш же счет сделать свою армию мощнее российской?

Убить двух зайцев

По расчетам заместителя директора Центра АСТ Константина Макиенко, передача КНР новейших вооружений и технологий должна принести России не менее 10 млрд долларов. "Технологии создания ракет можно передать в обмен на заказ ста пятидесяти истребителей Су-30МКК на общую сумму семь-восемь миллиардов долларов, - говорит г-н Макиенко. - Если Россия окажет содействие КНР в создании собственного авианосца, надо ставить вопрос о закупке Китаем не менее четырех эсминцев общей стоимостью три с половиной-четыре миллиарда долларов". А доход от продажи лицензий на двигатели и радары может принести в казну еще около 2 млрд долларов.

Судя по всему, китайцы даже сумму в 10 млрд долларов считают сильно завышенной. Конкретных цифр руководители КНР сейчас предпочитают не называть, надеясь этой осенью добиться отмены эмбарго на продажу вооружений в свою страну, введенное властями ЕС в 1989 году после расстрела студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Расчет китайцев прост. Если эмбарго будет снято, то платить России по максимуму им не придется. Но и это еще не все.

Китай не выказывает желания признать Россию в ее нынешних границах. Власти Китая требуют от нас "признать неравноправными все договоры, подписанные императорской Россией с Цинской династией". В 1989 году Дэн Сяопин заявил, что "Россия с помощью этих договоров захватила территорию Китая, превышающую полтора миллиона квадратных километров, и теперь пришло время оплатить этот счет". Речь идет о всем Приморском крае, Республике Тува, острове Сахалин и территориях к северу от реки Амур, где расположены Владивосток и Хабаровск. Заявления Дэн Сяопина никогда не были дезавуированы, и они продолжают играть важную роль в местной политике. С 1949 года китайских школьников воспитывают в убеждении, что Россия является "историческим территориальным должником Китая". Например, в недавно изданном китайском учебнике истории для средней школы прямо записано, что "во время второй опиумной войны, развязанной англичанами и французами, царская Россия нагрела руки на чужой беде, совершила грабеж во время пожара".

Выбор за нами

Стоит ли идти на радикальное сближение с КНР, в Москве еще не решили.

Европейцы выглядят последовательнее. За последние полгода вопрос о снятии эмбарго на поставки вооружений в Китай дважды обсуждался европейскими властями (сначала на сессии Европарламента в Страсбурге, а затем и на встрече глав внешнеполитических ведомств стран ЕС в Люксембурге). И оба раза абсолютным большинством голосов европейцы проголосовали за то, чтобы эмбарго в отношении Китай сохранялось. Так что власти ЕС, судя по всему, эмбарго отменять пока не будут. Тем более что американский госсекретарь Колин Пауэлл предупредил своих европейских коллег, что если они проголосуют за отмену эмбарго, то США сами введут санкции против европейских оборонных корпораций.

Даже для отдельно взятого российского ВПК выгода от сделки по плану Ганчуаня далеко не очевидна. За последние годы наши оборонные предприятия и торговый госпосредник "Рособоронэкспорт" сумели значительно диверсифицировать свой портфель заказов за счет контрактов с Индией, Вьетнамом, Малайзией и Индонезией. Например, по итогам прошлого года крупнейшим покупателем нашего оружия стала Индия, на нее пришлось 42% в общем объеме поставок, тогда как на Китай только 38%. Конечно, если Китай заплатит нам за новые технологии 10 млрд долларов, это позволит профинансировать некоторые перспективные проекты в области авиации и средств поражения, но далеко не все. Однажды продав в Китай современные технологии, мы сами себе закроем китайский рынок на будущее.

Так не лучше ли продавать только то оружие, которое стоит на вооружении российской армии? Китай же никуда от нас не денется, ведь покупать военную технику им больше негде....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка