Опубликовано: 24.05.2004, 12:26
 

Российский авиапром рискует потерять в Китае миллиарды долларов


Производители российской авиатехники вряд ли смогут вернуться на самый перспективный в мире китайский авиарынок. По информации "Известий", Китай отказался от планов закупки десятка самолетов Ил-76, общая стоимость которых оценивалась несколькими сотнями миллионов долларов. Практически сорвалась сделка о поставке в Поднебесную двадцати пяти самолетов Ту-204-120 (сумма контракта $750 млн.). Нерасторопность российских производителей заставляет китайцев с осторожностью смотреть на будущее сотрудничество со всем российским авиапромом.

Сделка по продаже в Китай российских Ил-76 готовилась в течение года. Подписать контракт россияне надеялись в начале лета этого года, однако этим надеждам скорее всего не суждено сбыться. По информации "Известий", Главное управление гражданской авиации Китая пересмотрело свои планы. Причина - необязательность российского авиапрома.

После катастрофы в Китае в 1999 году самолета Ту-154 китайцы решили переориентировать свой воздушный парк с советских машин на "боинги". Спустя три года Россия попыталась перехватить инициативу у американцев: в октябре 2002 года было подписано межправительственное соглашение о поставках в Поднебесную Ту-204-120. "Тушки" были призваны заменить парк эксплуатируемых в Китае американских грузовых самолетов. Китайцы не скрывали, что в первую очередь их привлекает ценовой момент. Ту-204 является прямым аналогом Boeing-757, но при этом стоит в 2 раза дешевле: общая сумма контракта, включая опционы, составляет около $750 млн. Причем в отличие от тех "тушек", которыми китайские авиакомпании пользовались в прошлом, новые модели предполагалось оснастить двигателями Rolls-Royce и авионикой Honeywell.

По соглашению, заключенному в 1996 году, эксклюзивное право на маркетинг Ту-204-120 было передано египетской компании Sirocco Aerospace, которой владеет Ибрагим Камель. Египетский миллионер, когда "Авиастар" был в кризисе, вложил деньги в разработку модификации Ту-204-120 с западными моторами Rolls-Royce. Но дело с маркетингом у Камеля не пошло: самолеты были поставлены лишь компании Air Cairo, принадлежащей самому египтянину, и европейской TNT. Поэтому контракт с китайцами стал главным прорывом в проекте Ту-204-120. Примечательно, что Китай пока еще готов брать новые "тушки" не в лизинг, а платить за них по факту.

Проект инвестиционного соглашения между Sirocco и "Авиастаром" предусматривал инвестиции Камеля в производство Ту-204-120 на Ульяновском авиазаводе в объеме $280 млн. в течение 2 лет. Египетская сторона брала на себя часть обязательств по финансированию, начиная с 2002 года, российской части стоимости самолетов: 50% - в течение 45 дней после заключения договора (получено всего $5 млн.), 10% - в течение 90 дней (не выполнено), оставшиеся 40% - при поставке каждого самолета. Таким образом, "Авиастар" должен был самостоятельно найти 40% стоимости (т.е. $22 млн.) на срок 1-1.5 года, что при наличии экспортного контракта не представляет трудности - российские банки готовы выделять подобные кредиты. Кроме того, Sirocco за свой счет обязалась поставить иностранные двигатели и авионику.

Первый из самолетов должен был быть поставлен к декабрю 2003 года. Суммарная стоимость первых пяти самолетов оценивается в $145 млн. Но в настоящее время "Авиастар" приостановил строительство пяти Ту-204-120, готовность которых эксперты оценивают от 32 до 86%. Главная причина, по словам представителей "Авиастара", отсутствие финансирования иностранной части (Sirocco) комплектации - необходимо $90 млн. Но при этом отсутствует финансирование и российской части: на это необходимо еще около $50 млн.

В конце прошлого года была предпринята еще одна попытка реанимировать сделку. Бывший вице-премьер Борис Алешин поручил одной из специализированных российских авиализинговых структур - "Финансовой лизинговой компании" (ФЛК) - оказать содействие в реализации сделки. На эти цели в адрес ФЛК были перечислены средства федерального бюджета в объеме 385 млн. руб. Однако до сих пор работы на самолетах так и не возобновились. Как результат - Китай в конце прошлого года заключил контракт на поставку 30 самолетов Boeing 737 стоимостью $1.7 млрд. А в этом году контракт с "Ту" начал сказываться на китайских проектах "Ила".

На "Авиастаре" затруднились ответить - каковы перспективы продолжения китайского контракта. Не смогли прокомментировать ситуацию ни в Федеральном агентстве по промышленности, ни в Торговом представительстве Китая в России. Ряд экспертов предлагает выход из этого положения путем переделки самолетов под российские двигатели, чтобы сделать их доступными в финансовом плане российским авиакомпаниям. Но это повлечет за собой возврат ранее полученных авансов с процентами за их пользование, а также, самое главное, утрату даже теоретической возможности дальнейшего проникновения на стратегический для российского авиапрома рынок Китая, емкость которого в ближайшие 20 лет, по прогнозам корпорации Boeing, оценивается в 1900 новых самолетов общей стоимостью $165 млрд.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 мая 2004 года | Дайджест публикаций за 24 мая 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-76 МД, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Ту-204-100, Авиационная промышленность, B757-200F, Ил-76 (в процессе тестирования)