О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Киев конфликтует, отстаивая интересы украинских авиакомпаний

Официальный Киев пошел на открытый конфликт с такими "монстрами" рынка, как "Аэрофлот" и "Люфтганза". Кто выйдет победителем, еще не ясно, но пострадавшие уже есть.

Настоящая авиационная война, по-другому не назовешь серию скандалов, активным участником которых стала Украина. Немцы на этой неделе закрыли для украинских компаний полеты на Кельн, Нюрнберг и Ганновер. Сам же Киев запретил "Аэрофлоту" пролетать в направлении Греции, и это накануне Олимпиады.

И если в случае с Германией это была месть за "Люфтганзу", которой Киев, опасаясь конкуренции, довольно давно ограничил полеты на Украину, то с "Аэрофлотом", наоборот, это уже украинцы "адекватно ответили" за то, что отечественный "Аэросвит" не может долететь до Пекина по кратчайшему пути и вынужден облетать Россию. Насколько затянутся эти конфликты и получат ли они развитие?

Скандал с "Аэрофлотом" можно назвать посягательством на одну из святынь, которая есть у ведущего российского перевозчика - на право брать плату за пролет над Россией, или, другими словами, роялти. Благодаря таким платежам, "Аэрофлот" держится на плаву уже не один год. Забери у него эти 300-350 млн. долларов, и о рентабельности лидера российского авиарынка можно будет забыть.

Украина до сих пор не пересекалась с россиянами по этому вопросу, в первую очередь, потому, что украинские перевозчики не часто использовали транссибирский, трансполярный и трансазиатский коридоры. С началом полетов "Аэросвита" в Китай эта проблема стала для нас актуальной, и ее подняли на переговорах. Но россияне стоят на своем: если Украина использует российские коридоры, за это надо платить.

При этом размеры платежа зависят от частоты полетов, от количества часов, проводимых в небе России в течение недели, и от маршрутов. То есть, чем северней маршрут, тем выше плата. В среднем, за год взимаемый роялти примерно равен 1 млн. долларов при одной частоте в неделю.

В "китайском" конфликте ярко проявляются двойные стандарты россиян. Ведь Украина не использует классические транзитные коридоры. Все, что в данном случае нужно, это пролет 800-900 км в т.н. "ростовской зоне" управления полетами. Причем, со многих авиакомпаний, пользующихся примерно такими же воздушными коридорами при полетах в Индию, ОАЭ или страны Средней Азии, роялти не взимают.

Позиция нашего северного соседа становится понятной, если углубиться в историю взаимоотношений. Раньше в Китай летала компания "Авиалинии Украины" с посадкой в Новосибирске. При этом в качестве отступного россияне получали бесплатный блок, ориентировочно, в десяток мест плюс аэропортовые сборы. Нынешний рейс украинской авиакомпании - беспосадочный, а значит, вопрос с бесплатными местами неактуален.

Впрочем, по утверждению руководства "Аэросвита", вопрос, платить или нет, принципиальный. Существуют международные соглашения, согласно которым платить надо только за предоставляемые услуги, например, аэронавигационные, а роялти услугой не является. Тем более, Украина вступила в Единое экономическое пространство, а это означает, что ее компании освобождаются от любых платежей за транзит российской территорией.

Григорий ГУРТОВОЙ (генеральный директор авиакомпании "Аэросвит"): Нам объясняют, что Транссиб - это клуб, и если хотите летать, вы обязаны платить, а не хотите платить - не летайте. Такие объяснения не относятся к категории, скажем так, правовых. Но если даже учитывать такую аргументация, т.е., что Транссиб - это клуб для тех, кто подписался под участием в нем, то ЕЭП - это тоже клуб, под участием в котором Россия подписалась. А в рамках этого клуба его участники освобождены от подобных форм платежей".

Скорее всего, россияне будут до конца стоять на своем, и украинскому перевозчику придется облетать Россию, затрачивая на это, в среднем, час полетного времени в одну сторону. Ведь если "дать слабину" в вопросе роялти, все остальные зарубежные перевозчики также начнут кампанию по отмене этого вида платежа, и "Аэрофлот" потеряет миллионные доходы. Именно поэтому россияне относительно спокойно реагируют на запрет со стороны Украины на транзит при полетах в Грецию. Это - дешевле, чем давать повод для скандала с западными компаниями.

Проблема может обостриться, если Украина увеличит частоту полетов в Китай. Тогда в качестве компенсации украинские авиационные власти могут ввести дополнительные запреты для россиян, например, при полетах в Болгарию, Турцию или Венгрию. Что характерно в этом скандале, так это твердость позиции украинского транспортного ведомства, которое начало решительно отстаивать интересы отечественных перевозчиков.

В то же время, позиция чиновников в другом авиационном скандале этой недели несколько удивляет. Ее, скорее, можно назвать обменом дулями в карманах. Конфликт между Украиной и Германией не озвучивался официальными лицами. Зато различные действия сторон почувствовали все - и пассажиры, и сами участники конфликта.

Вначале Киев отказал "Люфтганзе" во втором ежедневном рейсе в Мюнхен, а потом немцы, первоначально согласившись принимать наши воздушные суда в Кельне, Нюрнберге и Ганновере, в последний момент, когда продажи были в самом разгаре, разрешения на выполнение полетов не выдали.

Елена ЛИПОВСКАЯ (заместитель генерального директора авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии"): "У нас каждый день "борт" готов, экипаж приезжает на вылет, и за час до полета мы отменяем выполнение рейса - из-за отсутствия разрешения от авиационных властей Германии. Придет такое разрешение - авиакомпания в течение 2 часов будет готова выполнять рейс".

Как говорят специалисты, немецкая сторона просто отомстила за "люфтганзовский" рейс на Мюнхен. И до решения этого вопроса ситуацию не разблокируют, для чего есть все официальные основания. Дело в том, что сейчас количество рейсов, выполняемых украинскими и немецкими перевозчиками приблизительно равно. Но уже неоднократно поднимался вопрос об их увеличении. "Люфтганза" хотела ввести второй ежедневный рейс Киев-Мюнхен, а "Украинские средиземноморские авиалинии", "Днеправиа" и "Донбасаэро" хотят летать в Кельн, Нюрнберг и Ганновер. Предварительно договоренности об открытии этих рейсов были получены, продажи открыли, но в результате политических разборок заложниками оказались пассажиры. Только у "Украинских средиземноморских авиалиний" на этой неделе в Германию не ушли 4 рейса. На следующей неделе также прогнозируются отмены.

Елена ЛИПОВСКАЯ (заместитель генерального директора авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии"): "Вчера и сегодня пострадали наши пассажиры. А через 2 недели в такой же ситуации окажутся пассажиры "ДонбассАэро" и "Днеправиа". И проблема здесь не в отношениях между авиакомпаниями, а в отсутствии взаимопонимания на уровне авиационных властей".

По словам специалистов, что касается немецкой стороны, то проблема также заключается в позиции "Люфтганзы" - она хочет наращивать частоты на хорошо раскрученных направлениях, в то время как украинские перевозчики в основном претендуют на новые маршруты.

Пока идут политические разборки, страдают обыкновенные пассажиры и с украинской, и с немецкой стороны. Причем, с немецкой даже больше. Ведь если для украинских туристов не составляет большой психологической проблемы поменять планы в последний момент, то для немцев это - целая трагедия....
Авторские права на данный материал принадлежат «СТБ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка