СТБ
25 мая 2004, 16:30
Киев конфликтует, отстаивая интересы украинских авиакомпаний
Настоящая авиационная война, по-другому не назовешь серию скандалов, активным участником которых стала Украина. Немцы на этой неделе закрыли для украинских компаний полеты на Кельн, Нюрнберг и Ганновер. Сам же Киев запретил "Аэрофлоту" пролетать в направлении Греции, и это накануне Олимпиады.
И если в случае с Германией это была месть за "Люфтганзу", которой Киев, опасаясь конкуренции, довольно давно ограничил полеты на Украину, то с "Аэрофлотом", наоборот, это уже украинцы "адекватно ответили" за то, что отечественный "Аэросвит" не может долететь до Пекина по кратчайшему пути и вынужден облетать Россию. Насколько затянутся эти конфликты и получат ли они развитие?
Скандал с "Аэрофлотом" можно назвать посягательством на одну из святынь, которая есть у ведущего российского перевозчика - на право брать плату за пролет над Россией, или, другими словами, роялти. Благодаря таким платежам, "Аэрофлот" держится на плаву уже не один год. Забери у него эти 300-350 млн. долларов, и о рентабельности лидера российского авиарынка можно будет забыть.
Украина до сих пор не пересекалась с россиянами по этому вопросу, в первую очередь, потому, что украинские перевозчики не часто использовали транссибирский, трансполярный и трансазиатский коридоры. С началом полетов "Аэросвита" в Китай эта проблема стала для нас актуальной, и ее подняли на переговорах. Но россияне стоят на своем: если Украина использует российские коридоры, за это надо платить.
При этом размеры платежа зависят от частоты полетов, от количества часов, проводимых в небе России в течение недели, и от маршрутов. То есть, чем северней маршрут, тем выше плата. В среднем, за год взимаемый роялти примерно равен 1 млн. долларов при одной частоте в неделю.
В "китайском" конфликте ярко проявляются двойные стандарты россиян. Ведь Украина не использует классические транзитные коридоры. Все, что в данном случае нужно, это пролет 800-900 км в т.н. "ростовской зоне" управления полетами. Причем, со многих авиакомпаний, пользующихся примерно такими же воздушными коридорами при полетах в Индию, ОАЭ или страны Средней Азии, роялти не взимают.
Позиция нашего северного соседа становится понятной, если углубиться в историю взаимоотношений. Раньше в Китай летала компания "Авиалинии Украины" с посадкой в Новосибирске. При этом в качестве отступного россияне получали бесплатный блок, ориентировочно, в десяток мест плюс аэропортовые сборы. Нынешний рейс украинской авиакомпании - беспосадочный, а значит, вопрос с бесплатными местами неактуален.
Впрочем, по утверждению руководства "Аэросвита", вопрос, платить или нет, принципиальный. Существуют международные соглашения, согласно которым платить надо только за предоставляемые услуги, например, аэронавигационные, а роялти услугой не является. Тем более, Украина вступила в Единое экономическое пространство, а это означает, что ее компании освобождаются от любых платежей за транзит российской территорией.
Григорий ГУРТОВОЙ (генеральный директор авиакомпании "Аэросвит"): Нам объясняют, что Транссиб - это клуб, и если хотите летать, вы обязаны платить, а не хотите платить - не летайте. Такие объяснения не относятся к категории, скажем так, правовых. Но если даже учитывать такую аргументация, т.е., что Транссиб - это клуб для тех, кто подписался под участием в нем, то ЕЭП - это тоже клуб, под участием в котором Россия подписалась. А в рамках этого клуба его участники освобождены от подобных форм платежей".
Скорее всего, россияне будут до конца стоять на своем, и украинскому перевозчику придется облетать Россию, затрачивая на это, в среднем, час полетного времени в одну сторону. Ведь если "дать слабину" в вопросе роялти, все остальные зарубежные перевозчики также начнут кампанию по отмене этого вида платежа, и "Аэрофлот" потеряет миллионные доходы. Именно поэтому россияне относительно спокойно реагируют на запрет со стороны Украины на транзит при полетах в Грецию. Это - дешевле, чем давать повод для скандала с западными компаниями.
Проблема может обостриться, если Украина увеличит частоту полетов в Китай. Тогда в качестве компенсации украинские авиационные власти могут ввести дополнительные запреты для россиян, например, при полетах в Болгарию, Турцию или Венгрию. Что характерно в этом скандале, так это твердость позиции украинского транспортного ведомства, которое начало решительно отстаивать интересы отечественных перевозчиков.
В то же время, позиция чиновников в другом авиационном скандале этой недели несколько удивляет. Ее, скорее, можно назвать обменом дулями в карманах. Конфликт между Украиной и Германией не озвучивался официальными лицами. Зато различные действия сторон почувствовали все - и пассажиры, и сами участники конфликта.
Вначале Киев отказал "Люфтганзе" во втором ежедневном рейсе в Мюнхен, а потом немцы, первоначально согласившись принимать наши воздушные суда в Кельне, Нюрнберге и Ганновере, в последний момент, когда продажи были в самом разгаре, разрешения на выполнение полетов не выдали.
Елена ЛИПОВСКАЯ (заместитель генерального директора авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии"): "У нас каждый день "борт" готов, экипаж приезжает на вылет, и за час до полета мы отменяем выполнение рейса - из-за отсутствия разрешения от авиационных властей Германии. Придет такое разрешение - авиакомпания в течение 2 часов будет готова выполнять рейс".
Как говорят специалисты, немецкая сторона просто отомстила за "люфтганзовский" рейс на Мюнхен. И до решения этого вопроса ситуацию не разблокируют, для чего есть все официальные основания. Дело в том, что сейчас количество рейсов, выполняемых украинскими и немецкими перевозчиками приблизительно равно. Но уже неоднократно поднимался вопрос об их увеличении. "Люфтганза" хотела ввести второй ежедневный рейс Киев-Мюнхен, а "Украинские средиземноморские авиалинии", "Днеправиа" и "Донбасаэро" хотят летать в Кельн, Нюрнберг и Ганновер. Предварительно договоренности об открытии этих рейсов были получены, продажи открыли, но в результате политических разборок заложниками оказались пассажиры. Только у "Украинских средиземноморских авиалиний" на этой неделе в Германию не ушли 4 рейса. На следующей неделе также прогнозируются отмены.
Елена ЛИПОВСКАЯ (заместитель генерального директора авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии"): "Вчера и сегодня пострадали наши пассажиры. А через 2 недели в такой же ситуации окажутся пассажиры "ДонбассАэро" и "Днеправиа". И проблема здесь не в отношениях между авиакомпаниями, а в отсутствии взаимопонимания на уровне авиационных властей".
По словам специалистов, что касается немецкой стороны, то проблема также заключается в позиции "Люфтганзы" - она хочет наращивать частоты на хорошо раскрученных направлениях, в то время как украинские перевозчики в основном претендуют на новые маршруты.
Пока идут политические разборки, страдают обыкновенные пассажиры и с украинской, и с немецкой стороны. Причем, с немецкой даже больше. Ведь если для украинских туристов не составляет большой психологической проблемы поменять планы в последний момент, то для немцев это - целая трагедия....
Авторские права на данный материал принадлежат «СТБ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции