О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

По итогам "круглого стола" "совершенствование законодательства в области зашиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства"

Главным стимулом, заставившим "Аэрофлот" организовать данное мероприятие, стала забота о безопасности пассажиров, которая в последнее время в силу объективных обстоятельств сталкивается со все более многочисленными и серьезными вызовами. Будучи озабочен неэффективностью существующей системы нормативно-правовых актов по противодействию угрозам терроризма и хулиганства на борту воздушных судов (ВС), "Аэрофлот" счел необходимым привлечь к этой проблеме внимание законодателей, государственных структур и общественности.

Проблема "беспокойных" пассажиров - общая для всех без исключения авиакомпаний мира - существовала всегда, но с середины 1990 годов наблюдается лавинообразный рост фактов хулиганского поведения на борту воздушных судов. По самым приблизительным данным Международной ассоциации авиационного транспорта, за последние 10 лет число случаев нарушения пассажирами правил поведения на борту воздушных судов выросло почти в пять раз. Беспрецедентную активизацию воздушного хулиганства отмечают и российские авиакомпании. За последние три года рост количества подобных инцидентов составил 400%.

"Аэрофлот" в 2002-2003 годах зафиксировал двукратное увеличение инцидентов на борту воздушных судов, а если к этому добавить все случаи нарушений запрета на курение, рост инцидентов составил более 300%. В связи с расширением географии полетов и увеличением частоты выполняемых рейсов на федеральных маршрутах специалисты прогнозируются дальнейший рост числа правонарушений со стороны пассажиров.

При этом необходимо понимать, что неадекватное поведение на борту воздушного судна несопоставимо с бытовым хулиганством на земле - в первую очередь по своим потенциальным последствиям. В данном случае на карту поставлены жизни всех пассажиров, членов экипажа и бортпроводников конкретного рейса, а в случаях, когда речь идет о рейсе дальнемагистрального лайнера большой вместимости, это - сотни людей.

Выступивший в ходе "круглого стола" заместитель начальника Службы авиационной безопасности ОАО "Аэрофлот" А. Зарипов привел несколько примеров неадекватного поведения авиапассажиров, наглядно показывающих, сколь серьезные последствия могут иметь акты противоправного поведения авиапассажиров:
- пассажир Боинга-747 в приступе гнева разбил кулаком оконное стекло;
- пассажир другого лайнера дважды за время приземления пытался открыть дверь аварийного выхода;
- 16 футболистов взбунтовались на борту DC-10, пролетавшего над Атлантикой;
- 4 профессиональных борца терроризировали пассажирский салон Боинга-747 над Тихим океаном;
- депортируемый напал на других пассажиров и на членов экипажа...

К счастью, все перечисленные инциденты имели место на бортах ВС иностранных авиакомпаний, но и в практике российских перевозчиков нередки случаи, когда командирам ВС приходится принимать решение о совершении незапланированной посадки, чтобы избавиться от слишком опасного пассажира. Это влечет огромные убытки для авиакомпаний, становится причиной колоссального стресса для пассажиров, членов экипажа, работников наземных служб.

По мнению экспертов "Аэрофлота", в основе неадекватного поведения авиапассажиров могут лежать самые разные факторы: употребление алкоголя, ложное чувство превосходства и непризнание авторитетов, боязнь полетов, неудовлетворительная работа наземных служб, кабинного экипажа или сотрудников представительств. Но какими бы ни были эти причины (а их, безусловно, нужно знать и всемерно стараться локализовать), современная нормативно-правовая база Российской Федерации не позволяет с должной эффективностью решать проблему незаконных актов вмешательства в области гражданской авиации.

Заместитель генерального директора - директор департамента по правовым вопросам ОАО "Аэрофлот" Б. Елисеев сообщил участникам "круглого стола" о том, насколько строгие меры применяются к "воздушным хулиганам" в зарубежных странах. В США, Великобритании, Японии и ряде других государств воздушное хулиганство влечет за собой многотысячные штрафы и даже может стать поводом для уголовного преследования. Например, в 2003 году за сексуальное домогательство по отношению к стюардессам, нецензурную ругань, попытку проникнуть в кабину пилота пассажир авиакомпании British Airways был наказан лишением свободы на 60 дней и штрафом в 26 тыс. долларов.

Зарубежные авиаперевозчики принимают самые строгие меры по отношению к авиахулиганам, составляя "черные списки" и обмениваясь информацией о "воздушных дебоширах". Правила перевозок British Airways содержат 37 пунктов, в соответствии с которыми авиакомпания вправе отказать пассажиру в перевозке. В 2003 г. British Airways вынесла 95 запретов на полеты ее рейсами. 63 человека отстранены от полетов на ВС этой авиакомпании пожизненно.

"Аэрофлот" также по мере сил пытается решать данную проблему, составляя (уже на протяжении шести лет) так называемый "черный список" - базу данных по фактам нарушения правил поведения пассажиров на борту, в которую заносятся имена всех нарушителей правил полетов. Однако авиакомпания не имеет права отказать пассажиру в продаже билета. Она может лишь предупредить экипаж о том, что на борту находится потенциальный нарушитель. Максимальное наказание дебошира - это аннулирование обратного билета. За прошлый год "Аэрофлот" применил санкции к 11 пассажирам, которым было отказано в посадке на обратный рейс.

Несовершенство российского законодательства - его чрезмерный либерализм, несоответствие наказаний степени вины - не позволяет эффективно бороться с таким опасным явлением, как противоправные действия на борту воздушного судна. К примеру, за захват или угон воздушного судна (Статья 211 УК РФ) предусматривается минимальное наказание в виде лишения свободы всего на четыре года. А хулиган, учинивший дебош на борту самолета, и вовсе отделывается штрафом в один МРОТ (600 рублей) или просто получает предупреждение от сотрудников милиции.

Проблема усугубляется еще и бессистемностью, отсутствием должной организации российской законодательной базы, связанной с деятельностью гражданской авиации (ГА), ее несоответствием международной правовой базе. Как сообщил заместитель генерального директора ОАО "Аэрофлот" Б. Елисеев, деятельность - и безопасность - регулируются 15 федеральными законами, 80 подзаконными актами, более 100 ведомственными актами, большинство из которых разработаны еще Министерством гражданской авиации СССР.

Участники дискуссии сошлись во мнении относительно того, что законодательная база РФ в части обеспечения авиационной безопасности нуждается в серьезной корректировке и доработке.

Во-первых, в последние годы, особенно после трагедии 11 сентября 2001 года, авиационные державы принимают ряд кардинальных законов, организационно-структурных изменений в области обеспечения безопасности ГА. В частности, Евросоюз вводит единые стандарты авиационной безопасности, которые выдвигают новые требования. Поэтому встает задача адаптировать российские стандарты к международным. В России на законодательном уровне до сих пор не отражены основные требования Конвенции "О борьбе с незаконным захватом воздушных судов", основные стандарты ИКАО, являющиеся обязательными для РФ и ее авиационных предприятий. Последнее обстоятельство уже в ближайшее время может серьезно усложнить деятельность российских авиакомпаний на рынке международных перевозок, т.к. является одним из критериев при проверке деятельности отрасли со стороны ИКАО.

Во-вторых, необходимо внести изменения во многие нормативно-правовые акты (УК РФ, КоАП РФ, закон "О борьбе с терроризмом" и т.д.), причем не только в части ужесточения санкций, но и в механизм их применения.

В-третьих, необходимо принять федеральный закон "О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", проект которого разработан юристами "Аэрофлота" в сотрудничестве с представителями ведущих российских авиакомпаний и авиационных властей. В работе над законопроектом принимали участие специалисты авиакомпаний "Аэрофлот", "Пулковские авиалинии", "Саратовские авиалинии", аэропортов "Шереметьево", "Пулково", "Самара", представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и Ассоциации "Аэропорт", преподаватели и научные сотрудники учебных заведений гражданской авиации. Нормы законопроекта обсуждались и дорабатывались при участии представителей практически всех участников регулируемых им отношений. В окончательном виде текст законопроекта обсуждался на совместном заседании комитетов по авиационной безопасности Ассоциаций эксплуатантов воздушного транспорта и "Аэропорт" в декабре 2002 г. и был поддержан участниками заседания.

Законопроект восполняет многие пробелы в правовом регулировании, максимально учитывая требования действующего законодательства, а также готовящиеся изменения, в том числе к Воздушному кодексу РФ. Нормы законопроекта существенно дополняют понятийную базу законодательства в области гражданской авиации, приводя ее в соответствие с международными требованиями.

Все это вместе, заявил, подводя итоги обсуждения заместитель генерального директора - директор департамента по связям с общественностью "Аэрофлота" Л. Кошляков, позволит сформировать в России национальную программу обеспечения авиационной безопасности. Теперь главная задача - способствовать тому, чтобы государственные органы (в первую очередь, Министерство транспорта и связи РФ) как можно скорее внесли соответствующие законодательные инициативы, а Государственная Дума РФ оперативно рассмотрела и утвердила их. В свою очередь, авиационное и юридическое сообщества готовы оказать максимальное содействие реализации этих задач....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка