Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Опубликовано: 27.05.2004, 13:39

Гражданский сегмент

Авиационная холдинговая компания "Сухой" планирует завоевать 12-15% мирового рынка региональных пассажирских самолетов


С 10 по 16 мая в берлинском аэропорту Шёнефельд проходила 7-я международная выставка авиационной и космической техники ILA 2004. В этом году на салоне были представлены 987 экспонатов из 43 стран мира. Посетители имели возможность осмотреть 330 натурных летательных аппаратов. В работе ILA 2004 приняли участие ведущие европейские компании, такие как Airbus, Dassault, EADS, Eurocopter, Eurofighter, Eurojet, Liebherr Aerospace, MAN Technologie, MTU Aero Engines, Rolls Royce, Thales. Как и в предыдущем салоне 2002 г., крупнейшими неевропейскими участниками стали фирмы из Северной Америки и России.

Свою продукцию на ILA 2004 продемонстрировали Bell Helicopter, Bombardier, Cessna, General Atomics, GE Aircraft Engines, Goodrich, Hamilton Sundstrand, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Pratt and Whitney, Ratheon, Sikorsky, UTC. Россию представляли фирмы "Авиаэкспортсервис", "Авиаэкспорт", ТАНТК им. Бериева, АК им. Ильюшина, Корпорация "Иркут", "Росвертол", АХК "Сухой". Также на салон прибыли украинские авиастроители: представители АНТК им. Антонова, завода "Авиант", ЗМКБ "Ивченко-Прогресс" и "Мотор Сич".

Наблюдатели отмечают постепенную переориентацию выставки ILA на гражданскую продукцию. Однако на прошедшем салоне военная составляющая была все еще довольно солидной. В частности, Россия представила на ILA 2004 практически весь экспортный ряд самолетов компании "Сухой": Су-27СК, Су-30МК, Су-32, Су-39, а также различные варианты модификации истребителей МиГ-29, зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска-М1", ЗРК "Оса-АКМ", "Бук-М1-2". Зарубежные фирмы также привезли в Берлин как сравнительно новые, так и уже давно известные зенитные ракетные комплексы и боевые самолеты. Зарубежная боевая авиация была широко представлена в натурных образцах. К примеру, желающие могли ознакомиться с внутренним устройством АВАКСа Е-3 Sentry. Российские участники "живых" самолетов в Берлин не привезли.

Украинские авиастроители демонстрировали возможности транспортной машины Ан-124-100. Причины для этого у них были весьма существенные: компания "Авиалинии Антонова", эксплуатирующая "Русланы", участвует в объявленном НАТО конкурсе на тяжелые военно-транспортные самолеты. В тендере, кроме "Авиалиний Антонова", борются и российские компании, имеющие парк Ан-124. Основным зарубежным конкурентом Ан-124 выступает американский С-17. "Авиалинии Антонова" предлагают зарубежным партнерам программу лизинга "Русланов" сроком до 2012 г. По словам исполнительного директора компании "Авиалинии Антонова" Константина Лушакова, победитель конкурса будут определен летом 2004 г. на очередном саммите стран НАТО. Главным аргументом украинцев, позволяющим им рассчитывать на победу, являются более выгодные условия лизинга. Предложения "Авиалиний Антонова", по некоторым оценкам, в 6 раз дешевле, чем у США.

В изложении украинской стороны, весьма выгодным для европейцев выглядит и совместное развитие проекта Ан-70. Однако очевидным фаворитом в тактическом секторе военно-транспортных перевозок выглядит проект Airbus military А400М, который, как и на всех международных авиасалонах последних лет, широко рекламировался на ILA 2004. По всей видимости, Ан-70 так и останется в единичных экземплярах, а созданный по его мотивам А400М действительно займет место в системе вооружения ВВС 8 европейских государств.

В отличие от украинского транспортника, у семейства российских пассажирских лайнеров RRJ имеются весьма реальные перспективы стать востребованным в Европе и оказаться в составе парка ведущих авиакомпаний. RRJ создан АХК "Сухой", и работы по воплощению в жизнь этого проекта являются одним из важнейших направлений развития компании. По словам генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна, в настоящее время осуществляется подготовка к началу рабочего проектирования RRJ. Ведется совместная работа по детализации систем самолета с теми фирмами, которые в 2003 г. по результатам тендера были выбраны для поставки основных комплектующих. Стратегия развития компании "Сухой" направлена на интеграцию с мировыми производителями авиационной техники для максимального удовлетворения потребностей рынка. И в первую очередь, это сотрудничество с крупнейшими европейскими компаниями - разработчиками и изготовителями отдельных систем и силовых установок. В проекте RRJ задействованы такие компании, как Snecma, которая совместно с НПО "Сатурн" работает над созданием двигателя SM146, Thales, занимающаяся авионикой, Liеbherr Aerospace, занимающаяся разработкой для RRJ систем управления и жизнеобеспечения, Messier Dowty, совместно с российскими партнерами разрабатывающая шасси, Intertechnique, создающая топливную аппаратуру и другие фирмы.

Первый полет самолета RRJ намечен на середину 2006 г. Реализация этих планов зависит от второго важного направления развития проекта - результатов диалога с авиакомпаниями. По мнению Михаила Погосяна, конечный продукт АХК "Сухой" - самолет RRJ должен максимально соответствовать требованиям авиаперевозчиков. Для согласования позиций с ними был создан Консультативный совет авиакомпаний. В его работе принимают участие крупнейшие отечественные и зарубежные авиаперевозчики. С российской стороны это "Аэрофлот", "Сибирь" и "Пулково", со стороны ЕС - "Air France", "Iberia", "SN Brussels". 21 апреля 2004 г. состоялось второе заседание Консультативного совета авиакомпаний, на котором рассматривались основные характеристики самолетных систем.

Как отмечает Михаил Погосян, рынок региональных самолетов будет одним из наиболее динамично развивающихся рынков в период до 2020 г. По оценкам экспертов, его емкость составит более 5,5 тыс. машин. И компания "Сухой" рассчитывает завоевать 12-15% этого рынка. Эти планы, с одной стороны, достаточно амбициозны, а с другой - вполне реалистичны. Ведь АХК "Сухой", осуществляя большой объем производства в России, может обеспечить соответствие современным мировым требованиям по качеству изготовления при относительно низкой стоимости готового продукта.

По словам гендиректора фирмы "Сухой", создание семейства самолетов RRJ потребует привлечения финансирования на сумму более 600 млн. долларов: "На сегодняшний день финансирование этого проекта осуществляется компанией "Сухой", создание двигателей происходит за счет средств фирм Snecma и НПО "Сатурн", поставщики отдельных систем также сами финансируют свои работы. Работа над детальным планом финансирования ведется в настоящее время. Бюджет этого проекта будет формироваться АХК "Сухой", рискразделяющими партнерами и потенциальными инвесторами, также предусматривается и государственная поддержка проекта".

В ближайшие годы, по мере воплощения в жизнь проекта RRJ, доля гражданской продукции компании "Сухой" должна увеличиться. По оценке Михаила Погосяна, она составит около 35%. Тенденция на развитие гражданского сектора производства в целом характерна для всего российского оборонного комплекса. Однако какого-либо ослабления военной составляющей в структуре производства АХК "Сухой" не предвидится. Наравне с RRJ, важнейшими направлениями развития фирмы являются модернизация самолетов Су-27 и Су-30 и создание перспективного боевого комплекса следующего поколения.

 

Дайджест прессы за 27 мая 2004 года | Дайджест публикаций за 27 мая 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-39, Су-27, Ан-124-100 Руслан, Ан-70, Су-27СК, МиГ-29, Научно-производственная корпорация "Иркут", Научно-производственное объединение "Сатурн", МОТОР СИЧ, Су-30, Авиационная холдинговая компания "Сухой", Погосян Михаил, Bombardier, Выставки и конференции, МОТОР СИЧ, Авиалинии Антонова (Antonov Airlines), Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Air France, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)