О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

50 лет назад на защиту дальневосточных коммуникаций прибыл легендарный бомбардировщик "Ту-16"

28 мая 1954 г. правительство СССР приняло секретное постановление о начале массового производства нового отечественного реактивного бомбардировщика "Ту-16" и поставках его в вооруженные силы страны. Так официально началось победное шествие будущей легенды советской авиации по гарнизонам.

А начало было иным. В 1947 г. СССР, используя севшие в 1945 г. на аэродромы в Приморье американские бомбардировщики "Б-29", создал их аналог - "Ту-4", дальний бомбардировщик с 4 поршневыми двигателями. Вместе с тем, уже война в Корее 1950-53 гг. показала и США и СССР полную бесполезность тяжелых самолетов с поршневыми двигателями. Первые советские реактивные истребители без проблем расстреливали в Корее американские "Б-29" ввиду их тихоходности и невысокой маневренности. Та же участь постигла и некоторые американские "Б-50" (модификация "Б-29" в варианте самолета-шпиона), регулярно посещавших дальневосточные окраины СССР. Обе сверхдержавы начали разработки реактивных бомбардировщиков дальнего радиуса
действия.

27 апреля 1951 г. первый опытный "Ту-16" поднялся в небо. В течение 3-х лет специалисты КБ Туполева и Минавиапрома проводили разнообразные испытания, устраняя возникавшие недоделки. 1 мая 1954 г. на воздушном параде в Москве жители страны и иностранцы впервые увидели "Ту-16" в небе, а 28 мая вышло известное постановление. Серийное производство было запущено на авиазаводах в Казани и Куйбышеве (Самаре).

"Ту-16" стал самым массовым бомбардировщиком страны и первым ее реактивным дальним бомбардировщиком, состоял на вооружении более 40 лет. Специалисты без лишней скромности ценили машину за простоту и надежность, на западе "Ту-16" считался самым надежным в своем классе. Боевая жизнь самолета оказалась очень насыщенной, хотя главной его функцией оказалось сдерживание вероятного противника. Именно с "Ту-16", еще не запущенного тогда в серию, в 1953 г. на Новой Земле было произведено испытание первой в мире термоядерной бомбы. И он же впервые в мире сел на ледовый аэродром в районе Северного полюса. В двух десятках своих модификаций "Ту-16" был дальним бомбардировщиком (обычное и ядерное оружие), носителем обычных и крылатых ракет, исследователем погоды, шпионом (система АВАКС), разведчиком подводных лодок, всевозможными летающими лабораториями. Принимал он участие и в боевых действиях в Египте и Афганистане.

Дополнительную популярность самолету принесло и то, что по его "образу и подобию" Андрей Туполев в 1955 г. создал первый в мире реактивный пассажирский лайнер "Ту-104".

В течение десятилетий "Ту-16" был своеобразной визитной карточкой как Приморья, так и Дальнего Востока. Жители Владивостока за много лет привыкли к периодически возникавшим над городом силуэтам бомбардировщика и убаюкивающему гулу его турбин, а в начале 90-х годов юные и не очень приморцы могли вволю попутешествовать по машине, регулярно выставлявшейся на авиасалонах на авиабазе "Кневичи". "Ту-16" своим появлением дал толчок развитию многих аэродромов Дальнего Востока, к тому же он мог эксплуатироваться и с грунтовых аэродромов. Но после 1995 г. его эксплуатация в регионе стала сворачиваться ввиду преклонного возраста машин.

По разным данным, было выпущено около 2000 машин этого типа в разных модификациях. Официальная статистика зафиксировала 33 катастрофы этого самолета, причем только 3 по официальной версии были списаны на "технические причины". Из этого списка несколько трагедий произошло и на Дальнем Востоке. К тому же, две машины бесследно исчезли над просторами Тихого океана....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка