О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

SOSтояние усталости

Четвертого марта в аэропорту "Бина" азербайджанской столицы потерпел катастрофу Ил-76ТД компании "Азов-Авиа" из Мелитополя. Три члена экипажа из семи погибли, остальные получили травмы, самолет разрушен и восстановлению не подлежит. В предыдущей публикации "Фатальный взлет" ("Сегодня", 19.03.04) мы предположили, что причиной трагедии стали вызванные усталостью экипажа ошибки в пилотировании. Закончившая на днях работу комиссия Укравиатранса под руководством начальника Главной инспекции по безопасности полетов Николая Машаровского такую версию подтвердила.

Как говорится в отчете выезжавшей на место ведомственной комиссии, все системы самолета с бортовым номером UR-ZVA и двигатели в данном полете были исправны. Соответствовало норме топливо (в Баку экипаж садился для дозаправки, приняв на борт 47 тонн авиакеросина). Допустимых пределов не превышали взлетная масса и центровка машины. Так называемые внешние факторы - порывы ветра, метеоусловия и состояние взлетно-посадочной полосы - тоже не препятствовали выполнению задания.

Катастрофа произошла из-за того, что экипаж не привел во взлетное положение механизацию крыла - не были выпущены закрылки и предкрылки. Это недопустимое, считают специалисты, для опытных летчиков нарушение. Взлетал самолет с большим углом тангажа. На борту возникла тряска. Машина несколько раз коснулась хвостовой частью о бетонное покрытие ВПП. Но и после зафиксированной на пленке команды диспетчера, который заметил высоко поднятый нос "Ильюшина", шлейф искр и крен, самолет не прекратил взлет...

Начало выпуска закрылков бортовой самописец зафиксировал лишь на 5-й секунде после возникновения левого крена. Спустя две секунды начали выпускаться предкрылки. Спохватившись, что этого не было сделано на предварительном старте, выпуск механизации, не ставя в известность командира воздушного судна, вероятнее всего, произвел бортинженер Сергей Борщ (от полученных ранений он скончался по пути в больницу). Самолет "повело", из-за недостаточной высоты он коснулся полосы левой, потом - правой стойкой шасси, сошел с ВПП, продолжил движение за ее пределами, по грунту, и все-таки еще пытался подняться...

Ситуация развивалась критически: понимая, что воздушное судно уклонилось от полосы, и, опять же, не ставя в известность командира, бортинженер перевел рули управления всеми четырьмя двигателями на малый газ, после чего выключил их.

Тяжелая машина оборвала тросовую растяжку глиссадного радиомаяка и, пролетев на 10-метровой высоте, еще около полукилометра, упала за пределами аэродрома. Вследствие падения были сломаны стойки шасси и фюзеляж, полностью разрушена кабина штурмана, оторваны двигатели, возник пожар. Об остальном читателям уже известно.

- Наша комиссия не ставила целью определить степень вины и ответственности, - подчеркнул в интервью "Сегодня" генерал Николай Машаровский. - Этим занимаются правоохранительные органы Азербайджана и Украины. Однако в отчете мы отметили, что в действиях пилотов имели место поспешность, невнимательность, вызванные, по всей вероятности, отсутствием нормального предполетного отдыха, усталостью после предыдущих рейсов с пересечением нескольких часовых поясов. Перед полетом в Кабул члены экипажа ночевали не в гостинице, а в самолете. К моменту вылета их рабочее время, без учета перерыва на обед, превышало 17 часов. Медосмотр в аэропорту "Бина" они не проходили. Уровень подготовки к полетам на Ил-76 второго пилота Дениса Кунгурова, по окончании Кировоградской летной академии освоившего Ан-24 и Ан-26, оставлял желать много лучшего...

Следствие по возбужденному Бакинскими правоохранителями уголовному делу еще не завершено. Получившие травмы, но уцелевшие в катастрофе члены экипажа (исключая командира Александра Казанцева, который находится на подписке о невыезде в Баку) вернулись домой.

Лишились занимаемых должностей летный и технический директора "Азов-Авиа". После проверки авиаперсонала и устранения авиакомпанией недостатков, Укравиатранс возобновил лицензию на выполнение ею грузовых перевозок. Полеты осуществляются двумя Ил-76 за пределами Украины. В Национальном авиационном университете состоялся специальный разбор катастрофы с участием руководящего состава всех авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Сегодня (Украина)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка