О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты на нервах

Найти виновных в задержке авиарейсов и инцидентах на борту воздушных судов авиакомпаний достаточно сложно. "Главный Советникъ" пообщался со всеми участниками рынка авиаперевозок: туристическими фирмами, предприятиями-эксплуатантами самолетов. Все они, ссылаясь на нормы законодательства, возможным виновником инцидентов и задержек рейсов называли кого угодно, только не себя. По мнению экспертов, лучшее средство для воспитания российских авиаперевозчиков - это конкуренция со стороны западных компаний.

На сегодняшний день в уральском небе летают самолеты как минимум 12 авиакомпаний: "Уральские авиалинии", "Когалымавиа", "Ямал", "КрасЭйр", Utair, "Аэрофлот", "Трансэаро", "Энкор" и другие. Как правило, воздушный парк этих предприятий представлен самолетами Ту-154, Ту-134, Ил-86 и т.п.. В частности, авиапарк компании "КрасЭйр" состоит из 41 самолета. (11 самолетов модели Ту-154М, а также Ту-154-Б, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Як-42Д, Ту-134 и Boeing-767-200ER). Авиапарк "Уральских авиалиний" представлен 21 самолетом. "Средний возраст лайнеров около 15 лет, - говорит генеральный директор компании Сергей Скуратов. - Самому старшему 25 лет. Сейчас мы его списываем, ремонтировать больше не будем".

Кроме того, сейчас политика каждой авиакомпании направлена на обновление своего воздушного парка. "В нашей компании такая программа реализуется с 2003 года, - рассказали "Главному Советнику" в пресс-службе Utair. - Мы проводим тендер на покупку пяти региональных самолетов. Итоги будут объявлены после получения окончательных ценовых предложений участников тендера".

По словам Сергея Скуратова, во второй половине этого года "Уральские авиалинии" примут решение о том, какого типа воздушные суда будут приобретены в ближайшем будущем. "Предпочтение отдадим либо Boeing, либо Aerobus, - говорит он.- Поскольку мы находимся в центре страны, и чтобы долететь до границы нашего государства, надо преодолеть 3 тыс. километров. Нам нужны "длинные" самолеты (дальность их полета должна составлять минимум 5-6 тыс. километров), если мы по-прежнему хотим летать в Париж, Прагу и по другим зарубежным направлениям".

"Программа реновации парка ВС "КрасЭйр" - один из важнейших стратегических планов на 2004 год", - говорят специалисты компании. - В начале июня этого года авиакомпания "КрасЭйр" получила в оперативный лизинг два самолета Boeing 767-200ER. В конце июня планируем получить первый самолет Ил-96-300, второй - в конце лета. В этом году планируется увеличить парк Ту-204 на один - два самолета и если Boeing себя хорошо зарекомендуют, еще один Boeing 767".

По прогнозам специалистов, к 2006 году практически все российские авиакомпании перейдут на самолеты иностранного производства. Прежде всего, это Aerobus и Boeing.

Делаем ставки, господа!

"Возможность погибнуть в авиакатастрофе российского самолета в 1995 году была у каждого 10-тысячного пассажира, а сейчас - лишь у каждого 55-тысячного", - заявил бывший глава бывшей государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько весной этого года. Тем не менее, инциденты на воздушных суднах компаний все же происходят, если не с постоянной регулярностью, то, как минимум, раз в месяц в прессе появляются информации о вынужденных посадках или инцидентах.

"В случаях технической неисправности все жизненно важные системы и агрегаты лайнера дублируют друг друга несколько раз, - говорят в пресс-службе "КрасЭйр". - На тот случай если вдруг произойдет сбой какой-либо системы, то ее автоматически заменит аналог. В частности, при отказе одного из трех двигателей, Ту-154 способен продолжить полет, при отказе двух двигателей - может благополучно совершить посадку. Даже при отказе всех двигателей, с учетом грамотных действий экипажа, велика вероятность благополучно приземлиться в планируемом режиме".

Технические службы авиакомпаний, также техперсонал аэропортов постоянно следят за исправностью всех комплектующих воздушных судов. Так, в течение 1часа 45 минут минимум четыре специалиста производят осмотр транзитного лайнера, совершающего промежуточную посадку, и в течение 3 часов - лайнера с базовым вылетом. Результаты осмотра заносятся в специальные формы, оформляется документ - карта-наряд, который имеет юридическую силу. Исполнитель-авиатехник записывает свои действия во время осмотра. Все это контролируется инженером смены. При любом инциденте, произошедшем на самолете, создается специальная комиссия, среди членов которой присутствуют и технические специалисты. Ее задача - установить причину неисправности в работе механизмов воздушного судна.

"Срок окупаемости самолета 15 лет, поэтому они летают и должны летать долго, - говорит Сергей Скуратов. - К примеру, Boeing 747 летает уже 45 лет, и никого это не удивляет, поскольку главное - качественное техническое обслуживание. Если это правило соблюдается, то самолеты будут летать долго".

Просто летчик проспал

Тем не менее, любые инциденты воспринимаются клиентами авиакомпаний весьма болезненно. "Прежде чем вылететь в Анталию, - рассказала "Главному Советнику" главный редактор газеты "Коммерсантъ - Урал" Элла Бидилеева, - мы вынуждены были просидеть в самолете около 1,5 часа. После посадки наш самолет (Ил-86 "Уральских авиалиний") уже выехал на взлетную полосу, однако, сделал круг и вернулся обратно. Как объяснила нам стюардесса, у самолета возникли технические неполадки. Пребывли всю дорогу в напряжении, дополнительного адреналина нам добавила посадка в турецком аэропорту - наш самолет смог зайти на нее лишь со второй попытки". "Если честно, было очень страшно", - признается она.

"Мы с дочерью полетели отдыхать в Египет (Шарм-эль-Шейх), - рассказывает PR-координатор фонда "Открытая Россия" по Свердловской области Алена Ульянихина. - Вылет из Екатеринбурга, согласно расписанию, планировался в 8 часов утра. Однако улетели мы лишь во второй половине дня. Официальная версия столь длительной задержки рейса - ремонт взлетной полосы. В результате около трехсот человек (почти все с детьми) вынуждены были просидеть в аэропорту, где ведется реконструкция и не работает зал ожидания, несколько часов". При возвращении на родину с заграничного курорта ситуация повторилась.

"К сожалению, задержки всегда были и будут, - заявил в интервью "Главному Советнику" Сергей Скуратов. - Хочу отметить, что 90% задержек не зависит от авиакомпании. Например, есть в самолете какая-то неисправность, но ее обнаружили во время предполетной подготовки воздушного судна. Какой-нибудь блок вышел из строя. В этом нет нашей вины, мы его не производим. Этот блок надо снять, отвезти в лабораторию… Это все время. И это плохо! Недавно, перед майскими праздниками, была задержка рейса на Египет (Шарм-эль-Шейх). Мне понятно, что люди полетели в отпуск, настроены на отдых, возможно, перед дорогой уже выпили шампанского. И вот тут, на тебе, задержка. И мне, хотя прямой вины авиакомпании в этом нет, стыдно! Я готов извиниться перед всеми пассажирами". Сергей Скуратов признает: "Случаются задержки и по вине авиакомпании, но их всего 5-7 в год: например, летчик проспал. Бывает. Все мы люди. При этом мы ежегодно выполняем около 10 тыс. вылетов".

Наш сервис - самый ненавязчивый в мире

Найти в этой ситуации виновных практически невозможно. В случае любого инцидента пассажиру, скажем, отправившемуся на заграничный курорт, предъявить свои претензии будет некому. "За срыв рейса или его задержку туристическая фирма ответственности не несет, - говорит директор одной из турфирм. - В случае, если наши клиенты приходят к нам с жалобами, мы отправляем их в авиакомпанию". А там их отправляют еще дальше - к разработчикам самолетов и их производителям.

Отсутствие виновных в данной ситуации доказывает и судебная практика. Последнее громкое разбирательство было в 2003 году, когда пассажиры рождественского рейса Екатеринбург-Таиланд судились с "Уральскими авиалиниями". Тогда посередине дороги до Таиланда из-за технической неисправности самолета экипаж принял решение вернуться в екатеринбургский аэропорт "Кольцово". Пассажиры провели в небе 10 часов. Но Фемида осталась на стороне авиакомпании. И, как говорят специалисты, скорее всего, поменять ситуацию можно только с внесением соответствующих изменений в законодательство. Правда, перспектива этого туманна.

Туристические фирмы, которые предлагают свои услуги в Екатеринбурге, сегодня вынуждены работать с практически монопольным авиаперевозчиком - "Уральскими авиалиниями", так как именно эта авиакомпания осуществляет львиную долю чартеров из столицы Урала. В "Аэрофлоте" и "Трансаэро" пока затрудняются сказать, есть ли в их планах приход в эту нишу авиарынка. Впрочем, на ряде зарубежных направлений "Уральские авиалинии" уже испытывают дискомфорт, так как в этом сезоне летать из Кольцово начали British Airways, Czech Airlines, венгерская Malev, а в ближайшем будущем ожидается приход Finnair OYJ.

По мнению экспертов, приход иностранных авиакомпаний заставит региональных перевозчиков повышать качество до уровня европейских стандартов. Директор представительства Czech Airlines в Екатеринбурге Леонард Вршко говорит, что услуги его компании по сравнению с "Уральскими авиалиниями" совершенно на другом качественном уровне: чехи будут предлагать качество на уровне компании Lufthansa, а цены - рассчитанные на уральцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «УралПолит.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка