Опубликовано: 28.06.2004, 17:16
 

Пике на деревню

Руководитель аппарата ФСБ погиб в авиакатастрофе


Три человека погибли и двое находятся в критическом состоянии - таков результат авиакатастрофы, произошедшей в субботу около подмосковного аэродрома Мячково. Направлявшийся в Калугу раритетный самолет Ли-2 1954 года выпуска пролетел всего 2,5 км и рухнул на поселок Заозерье, повредив три жилых дома. Погибли все члены экипажа: командир - вице-президент Федерации любителей авиации России Олег Лякишев, второй пилот - руководитель аппарата ФСБ генерал-лейтенант Валентин Чуйкин и бортмеханик Олег Матвеев. Два пассажира находятся в больнице.

Самолет-ветеран взлетел с аэродрома Мячково Раменского района Подмосковья в 17.25. Он направился в сторону Калуги, где должна была состояться церемония закрытия соревнований по парашютному спорту. Однако полет прервался, едва начавшись. В 17.28, пролетев всего 2,5 км, Ли-2 внезапно потерял высоту и рухнул на деревню Заозерье. Падая, он серьезно повредил три коттеджа - дома номер 15, 16 и 17 по улице Солнечная. По счастливой случайности никто из жителей деревни не пострадал - просто никого не было дома.

На месте происшествия погиб бортмеханик Олег Матвеев. В карете "скорой помощи" умер пилот Олег Лякишев. Руководитель аппарата ФСБ Валентин Чуйкин скончался в больнице. Очевидцы утверждают, что во время падения через оторвавшуюся заднюю часть выбросило девушку-пассажира, которая не подавала признаков жизни. Однако в управлении МЧС Московской области ГАЗЕТЕ сообщили, что вчера вечером она и еще один пассажир находились в больнице в критическом состоянии.

"Падение произошло у меня на глазах, - рассказал ГАЗЕТЕ один из пострадавших, владелец коттеджа №15 Кирилл Гребенников. - Самолет летел в сторону Калуги и вдруг "просел" в воздухе, а затем стал разворачиваться через левое крыло. Мне кажется, что пилот попытался вырулить на пустое поле, но не успел. Одним крылом он задел крышу моего дома, оторвав почти весь чердак. Крыло развалилось, его обломки упали на соседний участок и убили собаку - кавказскую овчарку по кличке Василий. Фюзеляж самолета рухнул на третий участок, а в сам 17-й дом воткнулось уцелевшее крыло вместе с остатками корпуса". "Мне повезло, - продолжает Кирилл, - в момент катастрофы я только подъезжал к дому. Это, собственно, и спасло мне жизнь. После того как самолет крылом сорвал почти всю крышу с нашего дома, кирпичный фронтон рухнул на участок. Если бы в тот момент кто-то из людей находился либо в доме, либо около него, последствия были бы значительно тяжелее".

По словам Гребенникова, полеты с аэродрома Мячково изрядно досаждают местным жителям и дачникам, поскольку воздушный коридор пролегает точно через деревню Заозерье. "Мы уже давно протестуем против этого, - говорит Кирилл. - Писали во всевозможные инстанции - прокурору Московской области, полномочному представителю президента в ЦФО, но ничего не добились". По данным ГАЗЕТЫ, жители просили власти перенести воздушный коридор. По их мнению, все возможности для облета жилой зоны есть, но никто переносить коридор не стал. Хотя, по словам Гребенникова, Московская областная СЭС давно установила, что уровень шума над головами заозерцев в моменты полетов в 1000 раз превышает установленные нормативы. У жителей на этот счет даже имеется соответствующий документ. "А эти самолеты каждые две минуты летают. Помимо этого случая, только на моих глазах во время виражей у самолетов глох двигатель три раза. Рано или поздно это должно было закончиться трагедией", - говорит пострадавший.

По словам возмущенных домовладельцев, когда специальная комиссия установит ущерб, нанесенный постройкам, они обратятся в суд. Если, конечно, виновники катастрофы не пожелают возместить убытки полюбовно, в досудебном порядке.

Связаться с руководством аэродрома ГАЗЕТЕ в воскресенье не удалось. Но, как сообщили источники в одном из аэроклубов Мячково, "летная гавань" находится в ведении государства и используется для нужд гражданской авиации. На аэродроме находятся и восемнадцать частных летных клубов, которые предлагают учебно-тренировочные полеты на малых самолетах. Кроме того, на подмосковном аэродроме проводятся слеты, аэрошоу, различные соревнования и показательные выступления российских спортсменов, а также проходят различные раллийные гонки. Как сообщили источники ГАЗЕТЫ в самом Мячково, потерпевший крушение Ли-2 базировался в аэропорту Шереметьево, откуда и совершал перелет в Калугу. В Мячково Ли-2 лишь сделал промежуточную посадку.

Как стало известно ГАЗЕТЕ, погибший второй пилот Ли-2 Валентин Чуйкин (по данным ФЛА, он был признан лучшим пилотом 2003 года) занимал должность руководителя аппарата директора ФСБ в звании генерал-лейтенанта. Начинал свою карьеру в должности личного водителя нынешнего директора ФСБ Николая Патрушева (управлял его автомобилем в то время, когда Патрушев руководил управлением ФСБ по Карелии). В ЦОС ФСБ ГАЗЕТЕ подтвердили, что Валентин Чуйкин действительно занимал должность в руководстве центрального аппарата ФСБ РФ, не уточнив, правда, какую именно. "Официальная реакция, возможно, будет позднее", - отметили в ЦОС ФСБ. Командир экипажа Олег Лякишев с 1988 года участвовал в создании сначала в СССР, а затем в России авиации общего назначения, Федерации любителей авиации РФ и трех авиационных видов спорта - авиагонки, авиаралли и точного самолетовождения. Руководил группой энтузиастов, которая в 1992 году восстановила до летного состояния самолет-ветеран Ли-2. В 2001 году был награжден международной Золотой медалью авиационного спорта и российским орденом Дружбы. В 1999 году командир Ли-2 выполнил на самолете-ветеране полеты по городам-героям и доставке Знамени Победы к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Напомним, что на таком же самолете 9 мая 1945 года в Москву из Берлина были доставлены акт о капитуляции Германии и Знамя Победы. А в 2000 году под руководством Лякишева на Ли-2 был выполнен полет "Дорогой отцов" по трассе Аляска - Москва. Кстати, раритет Ли-2 должен был предстать перед публикой в середине августа нынешнего года в Монино, на выставке "Летающие легенды".

Тот факт, что экипаж самолета был очень опытным, позволяет специалистам из трех возможных причин - некондиционное топливо, неисправности системы топливопитания и грубая ошибка пилота - отмести человеческий фактор. На месте происшествия в разговорах спасателей звучала версия, что самолет по неизвестной причине был заправлен не авиационным топливом, а обычным 95-м бензином, из-за чего вполне мог произойти отказ двигателя, и самолет потерял управление. По некоторым данным, когда машина столкнулась с землей, не работали оба двигателя. Однако заключительное слово скажет специальная комиссия, которая еще предстоит выяснить все причины трагедии.

Как регламентируются полеты воздушных судов

Правила полетов для всех типов воздушных судов прописаны в Воздушном кодексе. Разрешение авиационных властей необходимо для любого трассового полета из пункта А в пункт Б. Причем это касается как гражданских, так и воздушных судов общего назначения, к которым и относится разбившийся Ли-2. Авиакомпания или частник, собирающийся выполнить полет, должен уведомить летные службы о своем полете за 72 часа до вылета. После этого самолет проходит процедуру регистрации, заносится в реестр и получает уникальный номер. По нему уже при выполнении полета самолет будет идентифицирован управлением воздушного движения. Регистрация воздушного судна не требуется только в том случае, если выполнение полетов происходит в зоне аэропорта базирования.

Однако в России пилоты частных самолетов правила Воздушного кодекса зачастую нарушают. Самолеты облетают стороной только крупные города. Что касается небольших населенных пунктов, то все их облететь просто невозможно. Предполагается, что полеты над ними проходят на больших высотах, и в случае аварийной ситуации пилот должен успеть свернуть в сторону.

Единственный самолет этой модели

Разбившийся самолет Ли-2 был единственным в мире действующим самолетом этой модели. Это был наиболее массовый самолет в 40-50-х годах прошлого столетия. Помимо использования в стране-производителе СССР он поставлялся во Вьетнам, Китай, Венгрию, а также Болгарию, Польшу и другие страны Варшавского договора. Ли-2 с регистрационным номером 01300 ФЛА РФ и заводским номером 23441605 был выпущен в транспортном варианте в 1952 году на заводе в Ташкенте. 20 лет он служил Центральному аэроклубу им. Валерия Чкалова ДОСААФ СССР транспортным самолетом для сборных СССР по самолетному, планерному, парашютному спорту. За 20 лет налет воздушного судна составил 6587 часов 37 минут, самолет-ветеран перенес 3000 посадок и 5 капитальных ремонтов, а затем был списан и пылился без дела на краю Тушинского аэродрома в Москве. В марте 1992 года группа энтузиастов - любителей авиации под руководством Олега Лякишева приступила к восстановлению Ли-2, и 13 ноября того же года самолет с разрешения экспертов технической комиссии Летно-испытательного института им. Громова вновь поднялся в воздух.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 июня 2004 года | Дайджест публикаций за 28 июня 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ФЕСТ Лизинг Авиэйшн, Авиакомпания "Татарстан" (в процессе тестирования)