О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья для двух стран

Завершилась очередная встреча российско-украинской рабочей группы по организационно-техническим вопросам выполнения программы Ан-70. Ее результаты обнадеживают.

Тормозит двигатель

На сей раз делегацию наших партнеров по строительству военного транспортника возглавлял главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов. И это настораживало. Ведь именно он наделал немало шума заявлениями о том, что самолет-де очень сырой и не отвечает техническим требованиям. А однажды даже сказал: при налете в несколько сот часов в машине выявлены якобы десятки серьезных недостатков, включая остановки двигателя в полете. (Последние утверждения наши специалисты, кстати, отрицают напрочь.) Поэтому от главкома ожидали подобных заявлений и на этот раз. К чести двух сторон обошлось...

Как и во время совещания нынешней зимой, члены рабочей группы побывали на столичном АНТК им. Антонова, который является разработчиком транспортника Ан-70. Посетили ГП "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" им. Ивченко", производящее двигатели для этой марки самолета. Они проверили, как идут испытания военного транспортника, как устраняются выявленные ранее недостатки. Во время двухдневного визита в Запорожье представители ВВС Украины и Российской Федерации ознакомились с производственными мощностями предприятия, доработкой двигателя для "семидесятки". По итогам встречи подписано соглашение о сотрудничестве в производстве силовой установки для Ана. Теперь документ будет утверждаться на уровне министерств и правительств обеих стран. К сожалению, журналисты не имели доступа на эти рабочие встречи, но нам удалось получить итоговый протокол совместного совещания.

Из него следует, что основными вопросами были устранение пяти главных недостатков машины, касающихся газодинамической устойчивости двигателей, противопожарной системы и управления, а также - планы дальнейших совместных испытаний Ан-70. Участники совещания отмечали, что моторостроители многое сделали для того, чтобы двигатель отвечал требованиям технического задания, но остаются проблемы, ждущие окончательного решения. Возникли вопросы и по экспериментальному подтверждению ресурса двигателя, который теоретически рассчитан на 45 тыс. летных часов или 25 лет эксплуатации. Посему в протоколе зафиксировано, что для проведения дальнейших государственных испытаний необходимо доработать эти моменты.

Очень важно, что российская сторона утвердила 22 из 25 поданных на рассмотрение отчетов по устранению ранее указанных недостатков. Так, специалисты ВВС РФ одобрили работы системы управления и пожаротушения. Приняты результаты наших испытаний за 2002-2004 годы - по взлету-посадке на грунтовые аэродромы, десантированию людей и грузов, максимальной грузоподъемности и др., в которых представители России не участвовали. Это свидетельствует о доверии партнеров и готовности к совместному строительству самолета.

Путь в серию открыт

- Рабочая группа сделала выводы о необходимости продолжить газодинамические и другие испытания на земле и в воздухе, - сказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы АНТК Андрей Совенко. - Их намечено проводить на аэродромах Украины и России. В ближайшее время предстоит подготовить документы для пролета транспортника на территорию РФ. (Напомним, что зимой испытания Ан-70 в условиях Севера были сорваны именно из-за этой причины. - Авт.) Планируется, что такие полеты будут совершать совместные экипажи. Итоговый протокол совещания подписали главком ВВС Украины генерал-лейтенант Ярослав Скалько и главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов.

Примечательно, что если раньше российский военачальник заявлял о непригодности самолета, то теперь он подписался и под пунктами о соответствии "семидесятки" требованиям технического задания, и под рекомендацией запуска Ана в серийное производство. Жаль только, что нам не удалось узнать у господина Михайлова, что же так повлияло на его решение. На пресс-конференции по итогам работы группы он категорически ушел от интервью с журналистами, ограничившись лаконичным высказыванием: "Мы нашли взаимопонимание по всем проблемным вопросам - возражений с двух сторон нет. С сегодняшнего дня протокол принят к исполнению".

Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Украины Ярослав Скалько отметил, что работа комиссии направлена на обеспечение безопасности полетов и устранение всех имеющихся недостатков.

На итоговой встрече присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин. Он самокритично сказал:

- Я являюсь виновником, подписав документ по этому самолету еще в 1994 году (очевидно, имелось в виду затягивание сроков реализации совместного проекта. - Прим. авт.). Подписывали его в фанерном макете Ан-70. В авиации должна быть надежность. А надежность - это авторитет государства. Такой самолет нужен и России, и Украине. Он рожден не на одно десятилетие. Ан-70 - это вопрос чести двух государств. У нас есть все, чтобы летать на своих самолетах. Пусть у нас нет хорошего автомобиля, зато есть прекрасная авиация.

Точку ставить рано

Казалось бы, на сей раз тучи над "семидесяткой" окончательно развеялись, и ему дана команда "На взлет!". Однако не будем загадывать. Уж слишком многострадальна судьба "самолета XXI века", как окрестил его Президент Украины Леонид Кучма.

Как отмечалось на нынешнем совещании, финансовая сторона реализации проекта создания самолета будет рассмотрена на предстоящей встрече глав правительств Украины и России летом в Крыму.

Итоги нынешней встречи хотя и обнадеживают, но не являются гарантией того, что ситуация кардинально изменится. Еще зимой россияне обещали погасить долги и организовать испытания самолета в условиях Севера, однако, как говорят у нас в Украине, "обiцяв пан кожух дати, та слово його тепле". К тому же российские военные в лице главкома ВВС Владимира Михайлова всячески тормозили проект, якобы считая украинский военный транспортник устаревшим, а двигатель - ненадежным. На самом же деле, по мнению отечественных экспертов, они оттягивали время, чтобы продолжить разработку собственного транспортника. Оно-то и понятно - своя рубашка ближе к телу. Да и в высших военных кругах России неоднозначно воспринимают стремление Украины в НАТО, а потому на военно-техническое сотрудничество с нашими авиаторами смотрят сквозь призму привычного противостояния с блоком и его партнерами.

В то же время руководство и правительство Украины форсируют строительство самолета. В 2001 году Минобороны заключило контракт на поставку первых пяти Ан-70 для ВВС. А 5 февраля этого года Верховная Рада утвердила госпрограмму создания военно-транспортного самолета и его закупки по оборонному заказу. Объем финансирования работ на первом этапе составит около 1,5 млрд. грн., второго - будет определен по итогам выполнения первого. Тот факт, что в нынешнем году выделяются все 243 млн. грн. государственных средств из планируемых, свидетельствует о серьезности намерений правительства поставить самолет на серийное крыло. Теперь главное, чтобы это действительно стало делом чести обоих государств.

Справка

Ан-70 при взлетной массе 130 т может перевозить до 47 т груза. Максимальная крейсерская скорость - 750-800 км/час. Оснащен четырьмя двигателями Д-27 мощностью 14 тыс. л. с. каждый. Способен перевозить всю номенклатуру военных грузов и техники стран СНГ и НАТО. В нем свободно размещаются 300 солдат с личным оружием, которые могут десантироваться, или 206 раненых и больных. Среди военно-транспортных самолетов только наша "семидесятка" может садиться на грунтовые площадки длиной 600-900 м и взлетать с них.

Из истории проекта

Программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных соглашений с 1993 года. Запуск его в серийное производство намечался в 2000 г. Кабмин даже принял постановление о строительстве до 2018 года на столичном заводе "Авиант" 65 этих самолетов, а российское правительство - 164 машин на омском объединении "Прогресс". Но пока произведены только три летных образца, которые еще не прошли сертификационных испытаний. Тормозом в ускорении запуска "семидесятки" в серию послужили не только финансовые, но и политические нюансы.

Российская сторона, являясь партнером в строительстве Ан-70, не спешит раскошеливаться на проект. Из необходимых на доводку самолета $86 млн. ВВС РФ обязаны профинансировать 62 миллиона, однако их задолженность составляет около $50 млн. Этот вопрос рабочая группа обсуждала зимой в Киеве. Тогда партнеры пообещали к лету выработать механизм погашения долга и попросить у Госдумы РФ увеличить финансирование государственных и сертификационных испытаний. Но проблема остается.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Киевские ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка