О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экипаж

3 ноября 2002 года над Ханкалой был сбит вертолет Ми-8. Все центральные телеканалы рассказывали об этом в сводках самых горячих новостей. В репортажах говорилось и о необычном месте катастрофы, и о погибших пассажирах. Но ни слова - про экипаж вертолета… А Буденновские вертолетчики знают о войне не понаслышке. Поскольку чаще других летают в Чечню

3 ноября 2002 года над самым охраняемым аэродромом Чечни - Ханкалой был сбит вертолет Ми-8. Все центральные телеканалы рассказывали об этом в сводках самых горячих новостей. В репортажах говорилось и о необычном месте катастрофы, и о погибших пассажирах. Но ни слова - про экипаж вертолета…

В 16 Часов 45 минут - сразу после того, как ракета ПЗРК "Игла" в клочья разорвала один из двигателей, - вертолетчики во главе с командиром экипажа майором Владимиром Семакиным начали бороться за спасение винтокрылой машины. Они приняли все возможные меры, уводя раненую "вертушку" в сторону от палаточного городка. Ни майор Семакин, ни экипаж не попытались воспользоваться парашютом.

Экипаж был из части, которая дислоцируется в Буденновске. По словам вертолетчиков, хотя служить здесь тяжеловато, никто не стремится найти более "теплое" место. И тому есть объяснения: здесь, как нигде, ведется интенсивная летная работа, а для настоящих "романтиков неба" это главное.

Майор Владимир Семакин во вторую чеченскую кампанию, с 1999-го по 2002 год, совершил 868 боевых вылетов. Причем у него был неплохой налет и в первую войну. Именно тогда прошло его становление как боевого летчика высокого класса. Помогло и то, что, к примеру, в январе-феврале 1995-го он совершил 80 боевых вылетов в составе экипажа вертолета бывшего начальника армейской авиации генерал-полковника Виталия Павлова. Такая школа бесследно не проходит…

Доводить до совершенства свое летное мастерство майору Семакину пришлось уже во вторую чеченскую, когда он семь раз выезжал в длительные командировки. В общей сложности это составило около пятнадцати месяцев опасных вылетов, постоянного нервного напряжения и балансирования на тонкой грани между жизнью и смертью.

…13 декабря 1999 года майор Семакин снова рисковал. Тогда во время боевого вылета был сбит и катапультировался командир штурмового полка Герой России полковник Борисюк. Приземлился он на неконтролируемой территории, и боевики устроили за ним настоящую охоту. Такой "трофей" был для них очень важен. Естественно, командование группировки предприняло все меры, чтобы спасти летчика. Для этого в район падения самолета были срочно направлены "вертушки".

В горах была низкая облачность, и как следствие - плохая видимость. Боевики интенсивно обстреливали вертолеты из ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов. Практически сразу несколько винтокрылых машин получили повреждения, и одна из них была вынуждена сесть под носом у боевиков. В состав второй спасательной группы была включена и "восьмерка", которой командовал майор Семакин (в экипаж входили летчик-штурман старший лейтенант Владимир Гринец и борттехник лейтенант Александр Сюткин). Экипаж принял на себя шквальный огонь боевиков и, в свою очередь, наносил ответные удары, что позволило второй "вертушке" благополучно эвакуировать вертолетчиков и группу спецназа из сбитой машины. Семакин открыл свой счет спасенным - тогда удалось выручить 17 человек.

После этого рисковать своей жизнью ради спасения других для него стало привычным делом.

27 февраля 2002-го в районе населенного пункта Чечен-Аул майор Семакин, предварительно обстреляв неуправляемыми ракетами позиции боевиков, "подсел" к горящему вертолету командира эскадрильи подполковника Сергея Чернявского и буквально вырвал экипаж из рук боевиков.

29 марта 2002 года вертолет, экипажем которого командовал Семакин, совместно с вертолетами огневой поддержки сопровождал Ми-8, на борту которого находился начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин. На окраине Грозного вертолет ведущего неожиданно подвергся обстрелу из крупнокалиберного пулемета. Семакин среагировал мгновенно, перестроился и в буквальном смысле прикрыл ведущего бортом своей "восьмерки". Ответной очередью из пулемета экипаж Семакина заставил противника замолчать, а вертолеты огневой поддержки завершили дело. Его машина получила тогда серьезные повреждения: были прострелены лопасти несущего и рулевого винтов, оборвало трубопроводы топливной и гидравлической систем... Однако летчик продолжил выполнять поставленную задачу и дошел до Ханкалы в боевом порядке.

Семакин умел подчинить личные интересы интересам дела. Он был настоящим профессионалом. Так считают его товарищи. Умением выходить из самых сложных ситуаций Владимир завоевал уважение у признанных асов. 13 сентября 2002 года при перевозке группы офицеров во главе с командующим ОГВ(с) на участке Буйнакск - Ханкала на высоте 3.200 метров из-за попадания вертолета в зону интенсивного обледенения и турбулентности произошел отказ одного из двигателей, возникли перебои в работе другого. Однако летчику удалось избежать самовыключения второго двигателя. В конечном итоге командир вертолета сумел в сложных метеоусловиях с отказавшим двигателем благополучно дотянуть до аэродрома назначения.

Позже авторитетная комиссия, расследовавшая этот инцидент, признала, что летчик совершил чудо! В двигателях, которые сняли с вертолета, оказались разрушенными сразу несколько ступеней компрессоров и лопаток турбин.

Однако у запаса везения, видимо, тоже есть предел. Товарищи Семакина считают, что случившееся 2 октября 2002 года в районе населенного пункта Галашки, было последним "предупреждением". Тогда асу опять удалось совершить, казалось бы, невозможное. Взлетая с площадки с тяжелоранеными бойцами, вертолет был обстрелян из ПЗРК. Обычно в таких случаях у вертолетчиков нет никаких шансов. Но произошло что-то невероятное. Будто почувствовав приближение опасности, за мгновение до соприкосновения с ракетой летчик перевернул вертолет на правый борт. Ракета со зловещим шипением пронеслась мимо левого блистера пилотской кабины…

…Буденновские вертолетчики знают о войне не понаслышке. Поскольку чаще других летают в Чечню. Сто с небольшим километров - не расстояние для вертолета. Да и родные давно привыкли, что их мужья и отцы постоянно находятся где-то там, над лесистыми горными склонами. Их уже давно помпезно не провожают в очередную командировку на войну, как летчиков из других округов. Порой кажется, что это небольшое расстояние скрадывает и всю опасность. Но это обман. И по злому року судьбы первыми от нас уходят лучшие, такие как командир вертолета майор Владимир Семакин, штурман звена майор Александр Нестеров, бортовой техник старший лейтенант Сергей Рюмин - экипаж вертолета, сбитого 3 ноября 2002 года над Ханкалой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка