О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Британия "сбивает" европейский истребитель

На прошлой неделе представители крупнейшей франко-германской авиастроительной группы EADS выразили свое недовольство позицией Великобритании, которая откладывает подписание контракта по производству очередной партии военных самолетов Eurofighter. В EADS уверены, что это промедление может увеличить и без того немалый бюджет программы

На прошлой неделе представители крупнейшей франко-германской авиастроительной группы EADS (European Aeronautic, Defence & Space) выразили свое недовольство позицией Великобритании, которая откладывает подписание контракта по производству очередной партии военных самолетов Eurofighter. В EADS уверены, что это промедление может увеличить и без того немалый бюджет программы, а в случае, если контракт не будет подписан до конца этого месяца, перерасход средств составит дополнительно 1-2 млрд евро. Сами британцы мотивируют задержку тем, что на данном этапе существует объективная необходимость еще раз пересчитать все издержки, а также урегулировать бюджетные вопросы с Министерством обороны Великобритании. Тем не менее опрошенные RBC daily эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. По их мнению, речь идет не столько о технических и финансовых моментах, сколько о политической игре, которая ведется вокруг программы Eurofighter с самого первого дня ее существования. При этом дальнейшая судьба этого проекта может предопределить будущее и всех остальных общеевропейских интеграционных программ.

По предварительным оценкам, весь процесс производства военных самолетов Eurofighter обойдется ЕС в невероятную цифру - около 70 млрд евро. Программа Eurofighter осуществляется поэтапно, в несколько "траншей". Каждая из стран - участниц этого масштабного военного проекта - Германия, Италия, Испания и Великобритания - приняла на себя обязательства приобрести 620 самолетов: 148 в первый транш, 236 во второй и 236 в третий. Однако, как это стало очевидным уже сейчас, выполнить эти обязательства в срок смогут не все. Речь идет прежде всего о Великобритании, которая в июле дала ясно понять своим партнерам, что пока не готова подписать очередное соглашение, поскольку по требованию национального министерства обороны вынуждена пойти на серьезный пересмотр военного бюджета. Причина - существенные расходы на войну в Ираке (более 1 млрд фунтов или 2 млрд евро) в 2003-2004 гг. Чтобы залатать дыры в изрядно исхудавшем военном бюджете, стране понадобится несколько месяцев, после чего выполнение контрактных обязательств будет продолжено. Тем не менее уже сейчас в Европе появилось немало скептиков, которые уверены, что причины, побуждающие Великобританию откладывать исполнение контракта, несколько иные и связаны, скорее всего, с ее политическими амбициями.

"Дело в том, что с военной точки зрения программа Eurofighter абсолютно бессмысленна. Ее главная цель - загрузка военно-промышленного комплекса. Сам же истребитель не выдерживает конкуренции даже с самолетами четвертого поколения, не говоря уже о пятом, производством которых сейчас занимаются в США (речь идет в первую очередь об истребителях F-35), - сказал RBC daily эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. - Однако закрывать программу, естественно, никто не собирается, поскольку в этом случае будет сразу поставлен вопрос вообще о дальнейшей возможности существования европейской аэрокосмической промышленности. В этом отношении позиция Великобритании вполне понятна. С одной стороны, она испытывает серьезное давление со стороны США (хотя открыто об этом, безусловно, никто не говорит), и существует большой соблазн принять участие в разработке самолетов F-35, потенциал которых, конечно же, гораздо больше, чем у Eurofighter. С другой стороны, совершенно очевидно, что, несмотря на все преимущества американского истребителя, его производство не принесет британскому ВПК никаких дивидендов, поскольку весь сборочный процесс будет, само собой разумеется, осуществляться на территории Соединенных Штатов".

Похожего мнения придерживается и эксперт "ПИР-центра" Дмитрий Евстафьев. "Производство Eurofighter необходимо именно для того, чтобы обозначить кооперацию внутри европейской оборонной промышленности, не более того. Это некий усредненный истребитель, единственное предназначение которого - устраивать всех участников программы. Сложно себе представить, против какого противника и насколько эффективно он мог бы воевать", - полагает г-н Евстафьев. Однако, несмотря на это, судьба этого "никому не нужного самолета", все же очень важна. "Eurofighter - это на сегодняшний день единственная более или менее успешная общая программа в области вооружений в Европе. Ни один другой проект продвинуть так до сих пор и не удалось, все они потерпели полное фиаско (и производство военных вертолетов, и проекты в области военно-морского флота, и выпуск европейских танков и т.д. и т.п.), - сказал RBC daily эксперт. - Поэтому, если программу закроют, это будет окончательным и очень мощным ударом по европейскому престижу". Сами идеологи Eurofighter, прежде всего представители группы EADS, также не склонны серьезно рассматривать сценарий закрытия проекта. "Подписание контракта британской стороной лишь дело времени, - сказал RBC daily официальный представитель военного подразделения группы (EADS Military Aircraft) Вольфрам Вольф. - Я уверен, что серьезных разногласий у нас нет, как нет и оснований полагать, что Британия собирается выйти из программы Eurofighter. Мы оптимистично смотрим в будущее и уверены, что все спекуляции о том, что Великобритании интереснее было бы сотрудничать с США, не более чем слова".

Если же оставить в стороне все военные и технические детали, то реализация программы Eurofighter может означать для Европы серьезную проверку на жизнеспособность общеевропейских интеграционных программ в принципе. "Сложившаяся ситуация весьма симптоматична, и было бы наивно не связать ее напрямую с последними выборами в Европейский парламент, - считает Дмитрий Евстафьев. - Дело в том, что после победы "евроскептиков" в Европе впервые за последние 15 лет стали считать деньги. И программа Eurofighter - невероятная по бюджетному размаху - будет, пожалуй, первой, на ком будет опробован новый режим экономии на издержках. Это очень серьезная политическая и дипломатическая игра, от исхода которой будет в дальнейшем зависеть будущее подобных общеевропейских проектов. Конечно же, судьба Eurofighter решится не в самое ближайшее время, однако уже сейчас можно сказать, что 2005 год будет весьма сложным. Можно даже сказать, что Eurofighter, фактически, пал первой жертвой европейского объединения. Тем не менее я бы не хотел сгущать краски. Это не смертельный приговор, а лишь серьезный симптом. Сможет ли ЕС отреагировать на него должным образом - мы узнаем уже в ближайшем будущем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка