Вечерний Новосибирск
22 июля 2004, 19:51
Место работы - небо
На Западе мужчин-бортпроводников называют стюардами. Александр Низовских стюард с 25-летним стажем. Сейчас он инструктор-бортпроводник авиакомпании "Сибирь"
На Западе мужчин-бортпроводников называют стюардами. Александр Низовских стюард с 25-летним стажем. Сейчас он инструктор-бортпроводник авиакомпании "Сибирь".
Мы сидим с Александром в учебном классе для бортпроводников. Обстановка максимально приближена к "боевой". Кресла как в салоне самолета. Столики на колесиках. Муляжи закусок и даже винные бутылки, естественно, пустые. На стене огнетушители, спецсредства, которыми обязан уметь пользоваться бортпроводник, и еще много чего он должен уметь.
- Александр, как становятся бортпроводниками, летать хочется?
- Да. У меня брат - командир корабля, отец мечтал об авиации. Я тоже хотел быть летчиком, но не прошел по зрению. Уже после армии узнал о наборе бортпроводников. Пошел, думаю, полетаю немножко. И как-то втянулся. А вообще-то, по образованию я экономист. Учился в Институте народного хозяйства и одновременно работал бортпроводником. Когда заканчивал институт, мне предложили стать инструктором-бортпроводником. Так и завершилась моя экономическая карьера, не успев начаться.
- Вы помните свой первый загранрейс?
- Конечно. В советское время наши самолеты за границу не летали, если не считать перевозку воинских частей в ГДР и Монголию. Да и то летали из Ленинграда, в Толмачево ничего подобного не было. В свой первый зарубежный рейс я полетел уже в девяностых. Это был Стамбул. Раньше я за границей вообще не был. Впечатление головокружительное. Когда кругом разговаривают на непонятном тебе языке, да еще одеты непривычно, полное ощущение, что ты на другой планете. Это потом мы узнали, что в Стамбуле есть "челночные" кварталы, где в основном звучит русский язык. Но больше всего мне запомнился призыв муэдзина, в утренней тишине призывающего верующих к молитве по... мегафону. Запомнилось и очень благожелательное отношение к нам турецкого гида, который хорошо говорил по-русски. Вообще в Турции нас любят.
- Сейчас в новосибирских частных пекарнях продают турецкий хлеб. Он действительно турецкий?
- Нет. В Турции очень вкусный хлеб. Его и сравнить не с чем. Дело в том, что турки не едят "вчерашнего" хлеба. Сегодня испекли и тут же съели. Вообще, турецкая еда очень вкусная.
- В Германию часто летаете?
- Да. У меня там много знакомых. Бывших коллег. Они улетели в Германию в девяностых годах, по межправительственному соглашению, на ПМЖ. И сегодня русская диаспора в Германии считается одной из самых больших в Европе. Теперь мы летаем туда почти как к себе домой. Мне нравится германская аура чистоты, спокойствия и культуры.
- Вы летаете уже четверть века. За это время "средний пассажир" как-то изменился?
- Конечно. Изменения начались с появлением "челноков". Это были первые пассажиры, которые начали вести себя в салоне неадекватно. Выпивали, случалось, и скандалили, считая, что им, людям с деньгами, все позволено. Приходилось урезонивать. Кстати сказать, на голландских и американских авиалиниях есть специальные наручники для буянов. У нас наручников нет, действуем в основном уговорами. Хотя, в крайнем случае, у нас среди бортпроводников есть крепкие ребята... Нет, никакого применения силы. Но когда к человеку подходит плечистый парень вместо хрупкой стюардессы, у него пропадает желание скандалить.
- А с пассажирами у вас не бывает проблем на почве злоупотребления спиртными напитками?
- Всякое бывает, но мы стараемся отслеживать ситуацию, не доводя ее до крайности. Но если "перебравший" все же ведет себя неадекватно, ему напоминают об административной ответственности. О том, что при посадке его могут встретить представители службы безопасности аэропорта или полиции (такое, кстати, бывало). Как правило, это действует. Вообще, должен сказать, что подобные инциденты встречаются все реже.
- Какова норма спиртного для пассажира бизнес-класса?
- 300 граммов. Как вина, так и пива. Но при желании он и сам может купить спиртное на борту. Конечно, в ограниченном количестве.
- Вам не приходилось летать с известными людьми, как сейчас принято говорить, вип-персонами?
- Летают депутаты Госдумы, губернаторы. Недавно летел вновь избранный губернатор Алтайского края Евдокимов. Держал он себя, кстати, очень скромно. Летал с нами и актер Николай Караченцов. Очень всем понравился. Приятный, спокойный мужчина. Почему-то ему захотелось посмотреть нашу кухню. Съездил с нами на грузовом лифте (есть такой в Ил-86), посмотрел. Вообще, артисты, а они летают частенько, особая категория пассажиров, требующая повышенного внимания.
- Дети, наверное, тоже из категории "проблемных" пассажиров?
- Я бы так не сказал, но, конечно, дети тоже требуют особого внимания. Они тяжело переносят полет в замкнутом пространстве, и мы стараемся их отвлечь игрой. Они часто играют у нас прямо в проходах. Мы даем им книжки-раскраски, игрушки.
- Во время полетов вам не случалось попадать в экстремальные ситуации?
- Если вы имеете в виду угон самолета и тому подобное, то нет. Только раз, еще в самом начале моей работы (я летал тогда на Ту-104), в борт самолета попала молния. Представьте, неожиданный удар, ослепительная вспышка. Потом дым пошел. В общем, приятного мало. Честно сказать, в первый момент я испугался, но когда увидел испуг пассажиров, то что-то сработало помимо моей воли. Я понял, что прежде всего должен успокоить людей. Начал успокаивать и не заметил, как сам успокоился.
- В подготовку бортпроводника входит оказание первой медицинской помощи?
- Конечно. Каждые полгода у нас проходят соответствующие занятия, на которых бортпроводники вместе с врачом отрабатывают возможные ситуации, когда пассажиру может понадобиться медпомощь. Кроме того, и среди наших стюардесс есть девушки, имеющие начальное медицинское образование.
Приходилось нам и первую помощь пассажирам оказывать. Особенно на "германских" рейсах. Там часто летали пожилые люди к своим родственникам, детям. Прямой рейс из Новосибирска до Германии - это шесть часов. Для немолодых людей - испытание серьезное. И таблетки им от сердца, случается, даешь, и кислород. Все это есть у нас на борту.
- Каждый сегодня может стать стюардом?
- Далеко не каждый. Это когда я 25 лет назад пришел устраиваться, каких-то особых требований приемная комиссия не предъявляла. Любой комсомолец вроде меня, со средним образованием и хорошим здоровьем, в принципе, мог быть принят. Сегодня критерии отбора принципиально другие. На первом месте если не интеллектуальный, то образовательный уровень. Высшее образование, знание языков - это процентов 70 успеха при поступлении на работу. Особенно последнее. Чем лучше начинающий бортпроводник знает язык, тем быстрее его переведут на международные авиалинии.
- С языками понятно, но так ли уж необходимо для бортпроводника иметь высшее образование?
- В годы моей молодости оно, может, и не было нужно, но сейчас интеллектуальный уровень бортпроводника должен соответствовать требованиям времени. Кроме того, стало уже избитой фразой, что бортпроводник - лицо компании. И любая авиакомпания старается, чтобы это лицо было как можно более привлекательным для пассажира.
- Будущие бортпроводники проходят тестирование на психологическую профпригодность?
- Обязательно. С собеседования и психологических тестов и начинается прием бортпроводника на работу. Плюс медкомиссия. И между прочим, фактор здоровья нередко становится камнем преткновения для многих. Не может похвастать наша молодежь хорошим здоровьем. Часто бывает, что и язык знает, и с образованием все в порядке, а физическое состояние оставляет желать лучшего.
- Вам нравится ваша работа?
- Конечно. Сейчас вот младший сын, он учится в седьмом классе, хочет пойти по папиным стопам, стать бортпроводником. Мы с ним вместе летали в Таиланд, на Мальорку, в Грецию. Ему понравилось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерний Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции