О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Война у Восточной горы

На минувшей неделе армии по обе стороны Тайваньского пролива активно учились воевать. Масштабные маневры армии материкового Китая у острова Дуншань (Восточная гора) демонстрировали ощутимое укрепление стратегических позиций Пекина. Одновременно это был китайский ответ на пик учений "Ханьгуан", которые проводили тайваньские военные

На минувшей неделе армии по обе стороны Тайваньского пролива активно учились воевать с противником на другой стороне. Масштабные маневры армии материкового Китая у острова Дуншань (Восточная гора), расположенного неподалеку от Тайваня, демонстрировали ощутимое укрепление стратегических позиций Пекина. После 1996 года такие устрашающие неприятеля действия китайской армии стали плановыми и ежегодными. Одновременно это был китайский ответ на пик учений "Ханьгуан", которые проводили тайваньские военные. Китай хочет продемонстрировать свою силу также и американской армии. Ведь после завершения "холодной войны" стратегические преимущества и устрашение стали важной составной частью политических игр между крупными государствами.

Тайваньский вопрос

На тайваньских учениях "Ханьгуан" тоже каждый год показывают военные новинки. 21 июля на учениях "Ханьгуан-20" тайваньские истребители Mirage 2000-5 впервые осуществили взлет со скоростной автомобильной магистрали. Это было важное испытание мобильности тайваньских ВВС на случай возможного уничтожения Китаем базовых аэродромов. Одновременно тайваньские военные сообщили о запланированных на этот год первых пусках с истребителей F-16A/B современных ракет средней дальности "воздух-воздух" AIM-120C. Заметим, что китайские ВВС получили из России похожие ракеты "воздух-воздух" Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения и уже опробовали их.

Идея взлета боевых самолетов со скоростного шоссе была выдвинута и разработана в Тайване уже давно. В данном случае главной целью учений было укрепление политических позиций и повышение моральной готовности населения к боевым действиям. Использование шоссе в качестве взлетных полос демонстрировало готовность Тайваня встретить удары китайских оперативно-тактических ракет. Впрочем, в последние годы Китай всеми силами разрабатывает кассетные бомбы и боеприпасы объемного взрыва. Поэтому в ходе военных действий разрушению ракетными ударами могут быть подвергнуты не только аэродромы, но и участки тайваньских скоростных автодорог, пригодные для взлета и посадки самолетов.

Тайваньская авиация в 1993, 1996 и 1997 годах получила большие партии техники нового поколения: 130 истребителей IDF отечественного производств, 148 американских истребителей F-16A/B, 58 французских Mirage 2000-5. Американские F-16A были оснащены современными электронными системами: подвесными контейнерами радиоэлектронной борьбы ALQ-184, прицельно-навигационными контейнерами AAQ-14 и AAQ-13 (последний снабжен тепловизором и приспособлен для ведения боевых действий в ночное время). По своей способности вести бой в темное время суток тайваньские летчики далеко обошли коллег с материка. При этом тайваньские ВВС первыми в Азии начали использовать французские управляемые ракеты "воздух-воздух" MICA и TCII.

Еще в 80-х годах тайваньские ВВС взяли на вооружение американские тактические ракеты "воздух-поверхность" с телевизионным наведением AGM-65. Похожие ракеты российского производства Х-29Т появились у китайских ВВС лишь в 2000 году после поступления российских многоцелевых истребителей Су-30МКК. Уже в 80-е тайваньская авиация была оснащена американскими управляемыми бомбами с лазерным наведением: 500-фунтовой GBU-12 E/B и 2000-фунтовой GBU-10. И сегодня они остаются самым грозным высокоточным оружием в потенциальном конфликте в Тайваньском проливе. У военной авиации Китая корректируемые бомбы с телевизионным наведением КАБ-1500 появились также лишь вместе с Су-30МКК.

Тайваньские маневры "Ханьгуан" показали, что способность современных истребителей-бомбардировщиков в максимальной степени выполнить свою роль зависит от мастерства пилотов. Если брать за основу стандарты НАТО, комплексный потенциал тайваньских ВВС стоит чуть ниже уровня Англии, Франции или Германии. Хотя китайская авиация получает все больше современных машин, чтобы накопить необходимый опыт, требуется время. Пока опыт применения высокоточного оружия у тайваньских летчиков богаче, чем у китайских. В этом отношении Тайвань удерживает превосходство в воздухе. Располагая при этом четырьмя самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (АВАКС) американского производства Е-2С, аналогов которых у Китая пока нет, тайваньские ВВС сильнее еще и в области раннего предупреждения.

Китайский ответ

Завоевание преимущества в воздухе стало определяющим элементом победы крупных государств в конфликтах, случившихся после "холодной войны". Вслед за наступлением эпохи "информационной войны" понятие господства в воздухе качественно изменилось. Ныне оно включает контроль над электромагнитным пространством, владение информацией о положении в воздухе и так далее. В ответ китайская армия выдвинула новые боевые концепции: "использовать авиацию в первой битве", "сильные границы в воздушном пространстве", "наступательная сила противовоздушной обороны". Все они подчеркивают важность контроля над воздушным пространством.

За один последний год ситуация в китайских ВВС изменилась больше, чем за предыдущие 20 лет. Вступили в строй все 72 многоцелевых истребителя Су-30МКК. Уже поступила на вооружение морской авиации первая партия из двадцати четырех Су-30МК2. Созданный на базе российского Ил-76 китайский АВАКС с осени прошлого года проходит испытания на заводе в Сиани. В частях повышенной боевой готовности число новых истребителей китайского производства "Цзянь-10А" выросло вдвое, хотя их по-прежнему не так много. Если исходить из численных сопоставлений, то имеющиеся у Китая 72 единицы Су-30МКК уже превзошли 58 тайваньских Mirage 2000-5. Теоретически можно утверждать, что начиная с этого года китайские ВВС достигли превосходства по некоторым показателям. В целом же с учетом количественного и качественного лидерства тайваньской боевой авиации ситуация изменится не ранее 2006 года.

Новое поколение вооружений, представленное истребителями Су-30МКК и "Цзянь-10А", новым АВАКСом, эсминцами "Китайский Иджис" и "Китайский Современный", заставляет китайских летчиков и моряков осваивать новые цифровые технологии. Получив российские ракеты "воздух-поверхность" Х-59МЕ с дальностью 105 км, китайские ВВС повысили свое преимущество в области нанесения дальних высокоточных ударов. Широкое внедрение цифровых датчиков позволяет передавать информацию для использования новой техники в совместных боевых операциях. Это невиданный прогресс для китайских вооруженных сил.

Китай четко осознал, что военное решение тайваньского вопроса в основе своей зависит от эффективности предотвращения американского вмешательства. Поэтому китайская военная мысль сосредоточена на ударах по авианосцам, что сближает ее с советской стратегией 70-х годов. Для этих целей Китай непрерывно закупает ударные системы дальнего действия. По данным канадского аналитического центра KANWA, строящийся сейчас в России для Китая эсминец 956ЭМ будет оснащен сверхзвуковыми противокорабельными ракетами 3М80 с дальностью 240 км. Новые Су-30МК2 оснащены сверхзвуковой противокорабельной ракетой Х-31А с дальностью 70 км.

Все это отражает озабоченность военных возможным вторжением в тайваньские воды до семи-восьми американских авианосных группировок. Чтобы подготовиться к сдерживанию проникновения такого количества авианосных сил, Китаю потребуется не менее четырех пятилетних планов. За каждую пятилетку придется создавать по четыре-пять соединений истребителей-бомбардировщиков типа "Цзяньхун-7А" или Су-30МК, усиливая их оперативно-тактическими ракетами "поверхность-поверхность" и подводными лодками.

По последним сообщениям, китайское высшее руководство размышляет о возможности решения тайваньского вопроса к 2020 году. Цифры сходятся. За эти четыре пятилетки военного строительства китайцы обретут ударные средства дальнего действия, достаточные для того, чтобы заставить американские авианосные группировки и стратегические атомные подводные лодки задуматься о высокой цене проникновения в воды Тайваня. Сюда же прилагается угроза поражения территории США новыми межконтинентальными баллистическими ракетами "Дунфэн-31". Пока что США реагируют на китайское устрашение гораздо меньше, чем хотелось бы Пекину.

"Маленький урок" для сепаратистов

В эпоху атомного и других видов оружия массового уничтожения крайне трудно представить себе крупномасштабное столкновение между КНР и США. Однако уверенность китайской армии в своем вооружении будет в ближайшие годы расти, тогда как доверие китайской стороны к "сепаратистской" тайваньской администрации Чэнь Шуйбяня будет неуклонно снижаться. Вслед за требованиями китайских военных "ударить по-настоящему" и по мере укрепления китайского националистического сознания, требующего "решения тайваньского вопроса", в ближайшие четыре года при возникновении кризиса Пекин может пойти на малый управляемый конфликт. Тем самым Китай проучит "тайваньских сепаратистов", заставит США, Японию и Тайвань поверить в боевую решимость китайской армии и покажет, насколько серьезно он настроен против движения Тайваня к независимости.

Традиция китайской мысли и история действий китайской армии показывают, что маленькие управляемые конфликты осуществляются Китаем, лишь если он полностью уверен в себе. "Урок тайваньским сепаратистам" может включать поражение тайваньской боевой авиации ракетами "земля-воздух". В последнее время китайские наземные комплексы ПВО дальнего радиуса действия С-300ПМУ1 и "Хунци-9", дислоцированные в Нанкинском военном округе, регулярно учатся скрытной смене позиций и перемещениям в сторону Тайваньского пролива. Дальность действия этих систем достигает 150 км (ширина пролива - 160 км. - Ред.), что дает возможность сбивать тайваньские самолеты, едва те поднимутся в воздух. Это практическая реализация китайской концепции "активной противовоздушной обороны". Тайваньские боевые самолеты могут стать мишенью для "подлинного устрашения", однако для снижения вероятности полномасштабного конфликта их уничтожение скорее всего будет названо "ошибочным".

Существует также возможность поражения боевых кораблей ВМФ Тайваня китайскими подводными лодками - закупленными в России дизель-электрическими субмаринами проекта 636 "Кило" или отечественными лодками типа 039 "Сун". Китай полагает, что скрытую войну можно вести вплоть до "ошибочного удара". Кроме того, он исподволь внушает мировому сообществу тревогу перед приближающимися событиями. Чтобы осуществить эти молниеносные, маломасштабные и эффективные действия, китайская армия должна провести большую скрытую подготовку, усилить внезапность нападения, например, осуществив его в момент зарубежного визита высшего руководства. До этого вооруженные силы Китая будут демонстрировать внешне низкий уровень готовности и хранить полное электронное молчание.

Последствием китайского "урока" может стать "ответный урок" со стороны Тайваня, прежде всего силами авиации - нечто подобное произошло во время конфликта во Вьетнаме. В ответ на китайскую попытку "обезглавить" тайваньские вооруженные силы тайваньские ВВС отрабатывают "встречное обезглавливание" противника, вплоть до завоевания оперативного преимущества на части театра военных действий с применением высокоточного оружия "воздух-поверхность". Однако китайские власти больше заботит имидж, чем результаты. Лишь "урок" может привлечь внимание США и Японии. И даже если Китай заплатит цену большую, чем Тайвань, цель будет считаться достигнутой.

Недавние маневры с обеих сторон Тайваньского пролива доказывают, что фитиль войны продолжает тлеть. И взрыв по-прежнему вероятен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка