Опубликовано: 26.07.2004, 12:09
 

Бумажные крылья

"Сибирь" и UTair заказали несуществующие самолеты


Российские авиастроительные компании компенсировали свою скромную экспозицию на международном авиасалоне в Фарнборо громкими заявлениями и протоколами о намерениях. В этом году на выставку в предместье Лондона большинство россиян привезли лишь макеты самолетов. Глава авиационно-холдинговой компании "Сухой" Михаил Погосян отметил, что российские военные машины не поставляются в Европу, а их участие в выставке обходится в круглую сумму, поэтому "Сухой" не представил в Англии ни одного настоящего военного самолета.

Правда, именно "Сухой" оказался героем самой громкой российской новости Фарнборо. В первый день работы авиасалона компания подписала предварительный договор с авиакомпанией "Сибирь" о поставке 50 региональных самолетов RRJ 95. Сумма контракта - $1 млрд. Это самая крупная сделка на российском авиационном рынке. Недостаток сенсации в том, что самолеты RRJ 95 пока существуют только на бумаге. Предполагается, что первую машину произведут к 2006 году, а серийное производство начнется только в 2007-м.

Представитель одной из компаний -участниц рынка, пожелавший остаться неназванным, заметил, что к этой сделке в авиаотрасли двойственное отношение. Многие понимают, что бумага, подписанная в Фарнборо, фактически лишь протокол о намерениях и что в ней не отражена ответственность участников. Каждая сторона может отказаться в дальнейшем от планов, и тогда заявления с авиасалона окажутся лишь РR-акцией. Но, с другой стороны, потенциальный покупатель, каким стала сейчас "Сибирь", может привлечь инвесторов к проекту "Сухого". "Если RRJ удастся сделать конкурентоспособным, то он будет востребован на рынке. Пока у нас нет подобных самолетов: ближнемагистральный Ту-334 - это еще советская разработка.А авиапарк многих отечественных компаний устарел, и его необходимо менять", -отметил собеседник "К°". Позднее на авиасалоне НПО "Сатурн" и французская компания Snecma объявили о создании совместного предприятия, которому предстоит производить турбореактивные двигатели для RRJ 95.

Один из главных вопросов, на который представители "Сибири" пока не дали ответа: каким образом компания будет финансировать эту сделку? Чистая прибыль перевозчика составила в 2003 году $1 млн. По словам пресс-секретаря авиакомпании Ильи Новохатского, сейчас прорабатывают различные финансовые схемы (займы и лизинг), окончательно "Сибирь" определится через несколько месяцев. В то же время советник генерального директора компании "Сухой" Евгений Шапошников заметил в Англии, что первым двум-трем заказчикам RRJ государство может предоставить "некоторые преференции, в частности по облегчению налогового бремени".

Вслед за "Сибирью" к RRJ 95 потянулась авиакомпания UTair. В том же Фарнборо представители UTair заявили, что заключат предварительный договор на 20 самолетов в октябре этого года. На фоне этих деклараций очень скромно выглядят планы другой российской авиакомпании: "КрасЭйр" подписала протокол о намерениях с "Ильюшин Финанс Ко" и украинским АНТК им. Антонова на поставку авиакомпании 12 самолетов Ан-148. Контракты по новым региональным самолетам произвели фурор лишь на российском авиарынке, в Европе их вряд ли кто-то заметил.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 июля 2004 года | Дайджест публикаций за 26 июля 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Ильюшин Финанс Ко., Авиакомпания Utair, ОДК-Сатурн, Ан-148, Погосян Михаил, Выставки и конференции, ЮТэйр (UTair) (в процессе тестирования)