О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Засуха" в "Сибири"

На авиасалоне "Фарнборо-2004" АХК "Сухой" подписала предконтрактное соглашение на поставку авиакомпании "Сибирь" с 2007 года 50 региональных пассажирских самолетов RRJ-95. Сумма сделки - $1 млрд

На авиасалоне "Фарнборо-2004" АХК "Сухой" подписала предконтрактное соглашение на поставку авиакомпании "Сибирь" с 2007 года 50 региональных пассажирских самолетов RRJ-95. Сумма сделки - $1 млрд.

RRJ (российский региональный самолет) разрабатывается в трех модификациях - на 60, 75 и 95 пассажиров. Дальность полета - 3,2-4,5 тыс. км, скорость - 900 км/ч. Помимо АХК "Сухой" в проекте RRJ участвуют ОКБ Ильюшина и Яковлева, корпорация Boeing, а также двигателестроительные компании - французская Snecma Moteurs и российское объединение "Сатурн". Первый RRJ должен взлететь в 2006 году, а на 2007-й намечен выход в серию.

Работы над RRJ начались полтора года назад, и с тех пор в АХК "Сухой" постоянно заявляют о получении предварительных заказов на этот самолет со стороны российских и зарубежных авиакомпаний. Всего сообщалось о 160 заявках, а до 2022 года "Сухой" намерен продать до 800 региональных самолетов, причем более 500 из них - за рубежом.

Однако соглашение с "Сибирью", по сути, стало первой более или менее серьезной заявкой на этот самолет. "Более или менее" - потому что пока подписан только предварительный договор. А "серьезной" - поскольку в течение двух месяцев "Сибирь" должна подтвердить свои намерения, заплатив залог $2,5 млн. Официальный же контракт планируется подписать через полгода.

При этом многие эксперты относятся к сделке со скепсисом, называя ее удачной PR-акцией. Ведь RRJ сейчас существует только на бумаге, и денег на его создание - а это не меньше $650 млн. - у "Сухого" нет. Государственной помощи проекту - 4 млрд. рублей в течение 10 лет - недостаточно. Остальное планируется занять на рынке, для чего кредиторы должны увидеть сначала реальный портфель заказов. Миллиардный контракт, пусть и предварительный, это как раз то, что "Сухой" может, не стесняясь, предъявить и рынку, и своим капризным западным партнерам. Например, корпорации Boeing, в задачи которой в проекте входит привлечение западных инвестиций.

Однако в "Сибири" относятся к проекту с большим оптимизмом и не исключают, что к моменту подписания договора будет принято решение приобрести дополнительно еще 10 самолетов. Судя по всему, "Сибирь" хочет максимально использовать льготы, которые "Сухой" пообещал первому покупателю. Цена RRJ-95 по каталогу составляет $26,2 млн., а исходя из суммы сделки и количества заказанных самолетов, "Сибири" каждое воздушное судно обойдется в $20 млн.

Впрочем, эксперты сомневаются, что "Сухому" удастся продать кому-либо RRJ по каталожной цене. Стоимость продукции его ближайших конкурентов на российском рынке - Ан-148 (ОКБ им. Антонова, Харьковское государственное авиапредприятие) и Ту-334 (ОАО "Туполев"), - как ожидается, составит менее $20 млн. Кстати, ОКБ им. Антонова тоже подписало на "Фарнборо-2004" предварительный договор на поставку региональных самолетов. Приобрести 12 Ан-148 за $216 млн. (то есть по $18 млн. за машину) изъявила желание лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Причем Ан-148, в отличие от RRJ, существует не на бумаге, а в металле, и должен подняться в небо в течение года.

С другой стороны, как с апломбом заявляют в "Сухом", RRJ в значительной степени ориентирован на западный рынок, а Ан-148 никогда не предназначался для экспорта в дальнее зарубежье. Но на западном рынке RRJ предстоит тягаться не то что с Ан-148, а с такими признанными "грандами" легкого авиастроения, как канадская компания Bombardier и бразильская Embraer. Стоимость их самолетов вполне сравнима с каталожной ценой RRJ (хотя с учетом раскрученности западных марок она должна быть выше). Так что "Сухому", видимо, придется предоставлять льготы практически всем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка