О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия выкрала у Швеции доработанную версию своего радара

"Известия" располагают новыми подробностями о громком шпионском скандале в Стокгольме в ноябре 2002 года, в результате которого из Швеции выслали двух российских дипломатов. Cкандал действительно разгорелся вокруг радара, однако не шведского, а российского, который по сей день стоит на вооружении наших ПВО

"Известия" располагают новыми подробностями о громком шпионском скандале в Стокгольме в ноябре 2002 года, в результате которого из Швеции выслали двух российских дипломатов. До сих пор никто не дал внятного ответа на вопрос, какие секреты выкрали русские у шведов. В средства массовой информации просачивалось, что речь идет о каком-то суперсовременном радаре. Как выяснили "Известия", скандал действительно разгорелся вокруг радара, однако не шведского, а российского, который по сей день стоит на вооружении наших ПВО. В конце 90-х самолетный радар под видом наземного стенда был продан Научно-исследовательским институтом приборостроения (НИИП) имени Тихомирова посреднической шведской фирме "Эксико-АБ". Шведская же компания Ericsson доработала радар, и эти доработки крайне заинтересовали российскую разведку.

Русских шпионов сдали по пьянке

Концерн "Эрикссон" так и не дал официального ответа, что же русские выкрали у него в ноябре 2002 года. Три работника концерна тогда были обвинены в шпионаже в пользу России. В марте этого года им вынесли приговор. Главный фигурант, 46-летний шведский гражданин Авшид Баванд, иранец по происхождению, получил восемь лет тюрьмы. Его сообщники, тоже иранцы, - три года и год.

До сведения общественности довели лишь то, что инженер-исследователь Авшид Баванд летом 2002 года попал под сокращение и, затаив на хозяев обиду, попросил двух товарищей передавать ему информацию о новейших разработках. Объяснил это тем, что якобы хотел продолжить исследования дома. По официальной версии, его друзья попали в поле зрение службы безопасности компании, поскольку слишком часто делали запросы в смежные отделы. Служба безопасности Ericsson связалась со шведской полицией безопасности (СЭПО), и та около месяца следила за сотрудниками концерна. Выяснилось, что двое иранцев передают сведения своему земляку, а Авшид Баванд, в свою очередь, поставляет секретные сведения двум сотрудникам российского посольства. 5 ноября 2002 года Авшид Баванд был задержан с поличным при передаче секретных сведений российскому дипломату. Баванда взяли под арест, а двух российских дипломатов выслали из Швеции. В ответ русские выслали двух сотрудников шведской дипмиссии в Москве. На самом деле, как выяснили "Известия", канал утечки информации шведам сдал по пьянке один из специалистов НИИП, но об этом позже.

После того как шпионский скандал стал достоянием общественности, в прессе появились противоречивые сведения относительно ущерба, нанесенного обороноспособности Швеции. Лондонская "Таймс" утверждала, что речь идет о специфической технологии, примененной в новейшем шведском истребителе JAS-39 Gripen, которой русские не располагают. Авторитетное издание "Дагенс нюхетер" предположило, что российская разведка всего лишь попыталась проследить путь украденных в России секретов. Как выяснили "Известия", это было правдой лишь наполовину. Секретная технология действительно была российской изначально. Однако ее не украли шведские агенты. Швеции ее продал НИИП имени Тихомирова из города Жуковский Московской области через ГК "Росвооружение". А у шведов русские выкрали уже доработанную версию своего радара.

Тут надо пояснить, что основой системы вооружения российских военных самолетов является импульсно-доплеровский радар. Еще в середине 90-х такие радары были на вооружении только у двух государств - у США и России. У Швеции и Франции имелись лишь некоторые разработки в этом направлении. Импульсно-доплеровская радиолокационная система значительно эффективней импульсной, стоявшей ранее у нас на вооружении. Она не только пеленгует летящие объекты, но и определяет скорость, а следовательно, отличает самолет от стаи птиц. Но самое главное, эта система может засекать низколетящие цели.

Первый самолет с импульсно-доплеровским радаром создали американцы и применили его на самолете F-14. Вскоре после этого изобретение было украдено русской разведкой, и наши конструкторы на основе краденого разработали русскую версию импульсно-доплеровского радара. Им оснастили самолеты МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. Американцев чрезвычайно интересовала русская версия их изобретения. Шведов также интересовал радар, стоящий на Су-27. Они хотели улучшить свой бортовой комплекс Gripen, но кровная заинтересованность в радаре была все-таки у американцев.

В середине 90-х интенсивную доработку радара от Су-27 вел НИИП. Вот ради этого радара и прибыли в 1995 году в Жуковский два шведских предпринимателя Класс Эббе Альвен и Роберт Винтон.

"Контрразведчики предупредили, чтобы я держал с ними ухо востро"

- Шведские агенты сидели в НИИПе с 1996 по 2001 год, - рассказывает "Известиям" специалист по системам радиолокации и радиосвязи Семен Дергунов. - В эти шведско-шпионские дела я оказался втянут случайно. Произошло это так: в начале 90-х в

Подмосковье совместно с американской фирмой Hues разрабатывалась система сотовой связи американского стандарта DAMPS. Система связи GSM была еще на стадии проекта. У американцев разработки были посильнее, но они испытывали нужду в опытной зоне. Администрация Московской области очень серьезно отнеслась к этому проекту и создала акционерное общество "Маяк", с которым Hues заключил договор о совместной деятельности. Слабость американцев была в трубках. Они давали огромное излучение, поэтому мне поручили выйти на компанию Ericsson, которая тоже занималась сотовой связью и имела высокий рейтинг в этой области. Контрразведчики меня проинформировали, что двое представителей этой фирмы болтаются в городе Жуковский в НИИПе под видом шведских бизнесменов фирмы "Эксико-АБ". Меня строжайше предупредили, чтобы я держал с ними ухо востро, поскольку шведы вышли на генерального конструктора НИИПа Виктора Гришина через главного инженера ленинградского оборонного предприятия "Ленинец" Игоря Перепича. А Перепич был у них на крючке. Он подозревался в сотрудничестве с ЦРУ. По агентурным данным, еще в восьмидесятые годы в ленинградской гостинице "Россия" Перепич встречался с сотрудниками ЦРУ, где обсуждался вопрос продажи за рубеж самолетов МиГ-31, МиГ-29 и Су-27. Забегая вперед, скажу, что вскоре после этого Перепич эмигрировал в Америку, где по имеющейся у меня информации скончался. Так вот, после того как я встретился со шведом Классом Эббе Альвеном и поговорил с ним, то понял, что он не связист. Сотовая связь его не интересовала. Его интересовали системы вооружения российских самолетов, имевшие гриф "секретно".

Поскольку радар от Су-27 в то время был закрытым, руководство НИИПа решило продать его под видом наземного стенда. Генеральный конструктор НИИПа Виктор Гришин, на которого сотрудники Ericsson вышли через Перепича, пришел с предложением продать шведам радар к директору института Валентину Матяшеву. Тот одобрил, поскольку деньги предлагались серьезные, а финансирование со стороны Минобороны было скудным. Подготовили документацию, разработали план вывоза комплекта в несколько этапов. Однако при попытке перевезти через границу первую партию груз задержали. Управление ФСБ по Москве и Московской области получило информацию, что из страны вывозят радар с грифом "секретно". Задержанный груз отправили на заключение в Научно-исследовательский институт радио (НИИР).

- НИИП и НИИР раньше были одним объединением, где создавалась унифицированная аппаратура, - говорит генеральный конструктор НИИРа Олег Самарин. - Радары от МиГ-29 и Су-27 аналогичны, хотя и не на все сто. Вот почему военная прокуратура обратилась к нам.

Научные руководители НИИРа написали заключение, что импульсно-доплеровский радар от Су-27 и все, что с ним вывозится, не представляют никакой государственной тайны. Аргументировали тем, что аналог радара, стоящий на МиГ-29, был продан в Малайзию вместе с самолетом. Однако упустили, что радар от Су-27 - более современная разработка и что он по сей день находится на вооружении ПВО. По словам Семена Дергунова, сделали они это умышленно, поскольку НИИР был заинтересован в экспорте радара от МиГ-29 за рубеж и институту тоже нужно было заключение, что радар от МиГ-29 не является секретным. Такое заключение им потом напишет Виктор Гришин (ныне покойный), и два радара от МиГ-29 благополучно уедут в Китай и Вьетнам. Вот каким образом радар от Су-27 был рассекречен.

После заключения ФСБ сняла свои претензии, и первая партия комплекта улетела в Швецию. Впоследствии, в марте 2002 года, когда этой сделкой заинтересуется Главная военная прокуратура, Виктор Гришин в объяснительной записке Главному военному прокурору напишет следующее: "Данный стенд (изделие "Ш-101Э") представляет собой РЛС - аналог РЛС поставлен в Китай и Вьетнам для самолета МиГ-29. Изделие передавалось из наличия института. Ранее оно находилось в распоряжении ВВС (5-е управление). В свое время был списан установленным порядком в конце 1980-х годов и передан для использования в НИИП. Стенд был доработан и продан по цене 3,5 млн долларов США. Поставка была осуществлена фирме-посреднику "Эксико-АБ" через ГК "Росвооружение". Заказчиком стенда являлась государственная организация Швеции под названием FMV, которая занимается вопросами поставок вооружения для шведской армии. Представители фирмы с предложением поставить им изделие вышли на меня сами через посредников, знакомых мне граждан РФ".

За шведами стояли американцы

После того как радар был вывезен, в Стокгольм направили группу специалистов для его сборки. В научно-исследовательском городке Ericsson россияне неожиданно увидели американцев. Стало ясно, что именно они были заказчиками радара. По словам сотрудников НИИПа, в тот момент, когда они вошли в лабораторию и взглянули на русскую начинку радара, случилась немая сцена. Онеметь было отчего. У радара был ламповый модулятор начала шестидесятых годов, антенна Косегрена со старого самолета МиГ-25, угнанного в 80-е годы в Японию предателем Беленко, вычислительная машина, не имеющая ни единого транзистора. Американцы стали ругаться, в процессе чего проговорились, что перечислили шведам $10 млн за этот радар.

Сегодня никто не может сказать, возвратили ли шведы те $10 млн, которые перечислили им американцы. Известно лишь, что был скандал и что шведы энергично принялись модернизировать купленный ими комплект. В первую очередь заменили вычислительную машину и лампы на твердосплавные микросхемы. Когда радар собрали, у шведов встал вопрос с программным обеспечением.

Тогда они заключили с НИИПом второй договор, который не фигурирует в документах, и в Стокгольм направилась очередная делегация под руководством главного конструктора института Владимира Таганцева. Однако в ФСБ поступила информация, что у Таганцева в ноутбуке записано программное обеспечение комплекта от Су-27, имеющего гриф "секретно". В "Шереметьево" компьютер арестовали, и Таганцеву пришлось писать объяснительную Главному военному прокурору.

"В связи с исполнением контракта, - записано в протоколе, - мне приходилось четырежды выезжать в Швецию. Там я настраивал систему регистрации данных по натурным работам, а также осуществлял плановую проверку. Кроме того, были проведены переговоры по модернизации стенда. Стенд находился в распоряжении государственной организации Швеции под названием FMV, которая занимается поставкой вооружения для шведской армии. У меня контактов со шведскими контрагентами через интернет не было. 17 сентября 1999-го при очередном выезде в Швецию во время таможенного досмотра в "Шереметьево" я предъявил свой ноутбук, который был у меня изъят. В компьютере каких-либо секретных сведений, в том числе и программного обеспечения, не имелось".

Главная военная прокуратура не случайно интересовалась связями Таганцева через интернет. В прокуратуру поступила информация, что интересующая шведов программа уже перекачана им через интернет.

После того как радар был собран и русские специалисты в очередной раз прибыли Стокгольм, они увидели, что их шведские коллеги существенно доработали радар. Часть из того, что было доработано, они записали на ноутбук и вывезли в Россию. Но к некоторым секретам у русских допуска не было. Вот тогда и был завербован работник Ericsson Авшид Баванд, который передавал информацию одному из российских дипломатов. После того как Баванда сократили, он подключил к сбору информации двух своих бывших подчиненных. То, что на этот канал вышла служба собственной безопасности концерна, не соответствует действительности. Канал провалил один из сотрудников НИИПа, сболтнув про него по пьяни. В это время в Стокгольме назревал скандал, связанный с деятельностью фирмы "Эксико-АБ" в России.

"Заплачено Владимиру наличкой"

Осенью 2002 года в Стокгольме разразился скандал, связанный с деятельностью фирмы "Эксико-АБ" в России. После того как радар был продан, шведские бизнесмены Класс Эббе Альвен и Роберт Винтон, пять лет просидевшие в НИИПе, посчитали свою миссию завершенной и в 2001 году возвратились в Стокгольм. Свою фирму "Эксико-АБ" за ненадобностью объявили банкротом, и по шведским законам к ним пришли инспекторы из налоговой полиции проверить бухгалтерию. Статьи расходов не могли не удивить ревизоров. Такого они никогда не видели: "затраты на русских", "заплачено Владимиру наличкой" и все в таком духе. Законопослушным шведским налоговикам ничего не оставалось, как заявить об этом в полицию, поскольку и невооруженным взглядом было видно, что через "Эксико-АБ" в Россию переводились деньги, причем в неимоверных количествах. В общей сложности было переведено $10 млн. Как мы знаем, официально комплект продали за $3,5 млн. Остальные $6,5 млн, если верить бухгалтерии, ушли на взятки. Предприниматели объяснили налоговикам, что налоги не заплатили потому, что являлись агентами, а не бизнесменами, и что они действовали в интересах национальной безопасности Швеции. В это же время Роберт Винтон, который вывез из России основную часть радара, засветился на контрабанде наркотиков.

Этот скандал шведской контрразведке был явно ни к чему. Вполне возможно, что на взятки уходило куда меньше денег, чем задекларировали Альвен и Винтон. Не исключено, что они могли делиться со своим руководством. Как бы то ни было, но у контролирующих органов возник вопрос: а на что, собственно, тратились столь значительные суммы? Вот тут-то доблестная шведская контрразведка и поймала русских шпионов в Ericsson.

Вскоре Альвена и Винтона осудили за неуплату налогов, а последнего - еще и за наркотики. Но приговор был мягким - оба в настоящее время на свободе.

Возникает закономерный вопрос: нанесла ли продажа радара Су-27 ущерб национальным интересам России?

- Никакого стратегического секрета стенд "Ш-101Э" собой не представлял, - заявил "Известиям" нынешний директор НИИПа Юрий Белый. - К тому времени военный самолет Су-27 уже был продан в несколько стран мира вместе с радиолокационным оборудованием. И потом, эта продажа осуществлялась с ведома ГК "Росвооружение", то есть на правительственном уровне.

То же самое утверждает и генеральный конструктор НИИРа Олег Самарин, написавший заключение, что радар не является секретным. Хотя он не отрицает, что радар от Су-27 по-прежнему стоит у нас на вооружении.

- Однако для экспорта разрабатывался специальный комплект. А чем он отличается от того, который стоит на вооружении, на этот вопрос я отвечать не буду. Так что с точки зрения секретности он чист.

Однако Семен Дергунов так не считает. По его мнению, в Малайзию был продан самолет МиГ-29 с импульсно-доплеровским радаром старого образца, который сняли с вооружения. То, что не сняли, не может быть открытым. Частично это подтверждает и бывший директор НИИПа Валентин Матяшев:

- В этом радаре отдельные блоки были секретными, а отдельные - открытыми. Самым секретным являлся блок математического обеспечения. Как раз им шведы интересовались больше всего. После того как радар был ими куплен и опробован, они начали настаивать на продаже математического обеспечения. Также шведы хотели, чтобы мы им продали ракеты, которые распознает этот радар. Но ни то, ни другое им продано не было, поскольку это являлось государственной тайной. По поводу этой продажи несколько раз проводилось расследование, но ничего противозаконного Главная военная прокуратура не обнаружила, поскольку ничего лишнего в Швецию передано не было. Кстати, это был чистый бортовой локатор от Су-27, а никакой не стенд, сделанный на его основе.

Дело о радаре, которым занималась Главная военная прокуратура, в настоящий момент приостановлено.

P.S. Сегодня самая передовая система ПВО - у Швеции. Она единственная в мире имеет четырехдиапазонный импульсно-доплеровский локатор, который позволяет с земли видеть то, что США и Россия видят только из космоса. Прежде чем разработать собственный радар, Швеция получила всю систему вооружения самолета Су-27, куда кроме радара входят пушка и ракета. Систему вооружения для военных самолетов делают три института: НИИП, НИИР и "Агат". Интересующие шведов ракеты были проданы им через англичан оборонным предприятием "Агат".

Гендиректор "Росвооружения" Евгений Ананьев, представлявший государство в этих сделках, сейчас обвиняется прокуратурой Италии в отмывании денег и получении взяток во время продажи самолетов МиГ-29 и МиГ-31 в Перу. Итальянская полиция выписала ордер на его арест.

Константин Рейтор, бывший сотрудник главной военной прокуратуры, подполковник юстиции:

Это дело находилось в моем производстве. Я был тогда заместителем начальника отдела, который курировал все центральные органы военного управления. Дел у меня было много.

Отсутствие времени и сил не дало мне довершить дело с радаром до конца, хотя оно было интересным. Думаю, что если бы я вплотную занялся радаром, то смог бы довести это дело до ума.

Но меня вынудили написать рапорт, поскольку у меня были трения с начальством, и я уволился из прокуратуры. После меня радаром никто не занимался. Нельзя сказать, что у руководства прокуратуры был особый интерес к делу о продаже этого радара. Ему просто было не до этого: дел в производстве множество, и уделить должное внимание каждому нет сил.

Что касается продажи государственных секретов, тут удивляться нечему. После развала Советского Союза у нас стало все возможно.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка