О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Незаконная застройка "убила" экипаж упавшего Ли-2

Власти Московской области пообещали в ближайшее время проверить подмосковные аэродромы. 26 июня жертв можно было бы избежать, если бы не дома, которые в последние годы были построены слишком близко от аэродрома - самолет просто задел крылом одно из строений

Власти Московской области пообещали в ближайшее время проверить подмосковные аэродромы, после того, как в течение месяца на аэродроме "Мячково" разбились два самолета. Напомним, что 21 июля в результате авиакатастрофы погибли три, а 26 июня - четыре человека, в том числе начальник Управления делами ФСБ Валентин Чуйкин. О подробностях происшествий и об их возможных причинах обозревателю Страны.Ru Юрию Миклухе рассказал пилот-любитель одного из клубов на базе "Мячково", попросивший не называть его имени. По его мнению, 26 июня жертв можно было бы избежать, если бы не дома, которые в последние годы были построены слишком близко от аэродрома - самолет просто задел крылом одно из строений.

"Если губернатор Московской области Громов действительно заботится о безопасности людей, то пусть выяснит, кто и за какие взятки эту землю раздавал", - заявил наш собеседник.

- Скажите, что, на ваш взгляд, стало причиной падения самолета 21 июля?

- Меня не было в тот день на аэродроме, и я не видел, что произошло. Могу лишь предполагать, основываясь на разговорах с очевидцами, почему самолет упал. Но, знаете, у пилотов не принято выносить сор из избы. Скажу только, что нельзя исключить человеческий фактор. Теоретически исправный самолет может упасть при взлете по нескольким причинам: скорость невелика, и если при наборе высоты перетянуть штурвал на себя, то произойдет срыв самолета в "штопор".

- Это вторая катастрофа на аэродроме "Мячково" меньше чем за месяц. Вы, как я понимаю, были очевидцем падения самолета 26 июня?

- Да, та катастрофа произошла на моих глазах. Я помню, что мы, с еще одним пилотом-любителем и с нашим инструктором стояли и о чем-то разговаривали. Мимо нас проехал Ли-2. Мы поприветствовали членов экипажа, и инструктор начал рассказывать моему товарищу, что в мире остался только один такой Ли-2.

- А вы знали тех, кто был в самолете?

- Я с ними лично не был знаком, но мы виделись, здоровались. Я знаю, что среди них был генерал-лейтенант, начальник Управления делами ФСБ Валентин Чуйкин (близкий друг Патрушева, работал личным водителем директора ФСБ, когда тот руководил УФСБ по Карелии - ред.).

- Что произошло дальше?

- Самолет вырулил на полосу и начал разгоняться. Я повернулся спиной, взял чай и вдруг вижу, как выбегает наш инструктор и кричит: "Ли-2 упал, быстро в машину!" Вы понимаете, мы рванули туда не из любопытства, а потому что надеялись помочь.

На месте падения мы увидели "разорванный" самолет. Люди были все в крови, с неестественно вывернутыми руками и ногами из-за открытых переломов. Первый пилот, сильно изрубленный обломками, был зажат в кабине. Тело бортмеханика было уже такого цвета, что я даже пульс не стал проверять - там все ясно было. Чуйкин, помню, дышал, и я был очень удивлен, узнав, что он потом умер.

И сразу бросилось в глаза, что самолет был как-то неестественно развернут - хвост смотрел не в ту сторону. Потом мы поняли, что он начал заваливаться на бок, вошел в пике, задел левым крылом мансардный этаж дома внизу и снес его. Хвост отвалился. В нем была женщина из Питера, и она осталась жива.

И то, как самолет упал, свидетельствует о том, что пилот Олег Лякишев, вице-президент Федерации любителей авиации России, сделал все, чтобы спасти тех, кто живет в этом поселке. Им не хватило нескольких метров, чтобы сесть на поле. Помешали коттеджи, построенные в зоне эксплуатации аэродрома. Самолет был большой, скорость маленькая и увернуться до конца они не успели, но они отворачивали, сколько могли. И в результате на земле погибла только собака - кавказская овчарка. Собаку жалко. А вот хозяин дома сказал, что если еще раз пролетит самолет, то он будет брать заложников и идти в Кремль. Может, в Кремль его и пустят, потому что в "Мячкове" летают сотрудники самых высших эшелонов власти и самая верхушка экономики.

- У самолета остановились двигатели, и в СМИ писали, что это произошло из-за того, что был залит не тот бензин.

- Это бред! Знаете, это смешно, мол, по словам местных жителей - а ссылались на этих доброхотов, - на аэродроме льют не тот бензин, и поэтому самолеты падают. Да эти местные жители никогда не бывают на нашем аэродроме. Кто их туда пустит?! Я честно скажу, что не знаю, какой бензин заливают. Есть техники, которых я знаю третий год, и которым доверяю.

Что касается причин гибели людей, то не исключено, что если бы не этот дом, то все остались бы живы. У Ли-2 колеса, как у "Камаза", и он спокойно садится на неподготовленный грунт. Я хорошо знаю этот дом. Он стоит прямо на осе полосы километрах примерно в двух от аэродрома, и когда подлетаешь к аэродрому, то если над ним развернуться, как раз на полосу и попадешь.

Я не знаком, с существующими нормативами и с тем, какой должна быть полоса отчуждения, где строить нельзя. Но уверен, что эти дома на линии полосы стоят незаконно. Аэродром "Мячково" раньше был базой полярной авиации. В 90-е годы, во время кризиса авиации, аэродром как бы уснул, а все решили, что умер. И там стали селиться. Старые дома поселка Заозерье на линии взлета ведь не встречаются. А в этом месте вся застройка постперестроечная. И дома там я скажу, не самые маленькие - верхний слой среднего класса. Понимаю, что это сомнительное удовольствие, слушать, как самолет взлетает, понимаю, что людей просто обманули, говорили, что никто там никогда летать не будет. Но все-таки они знали, что селятся рядом с аэродромом. И уверен, что кто-то очень неплохо на этих участках заработал.

Я просто хочу сказать, что зря они к нам цепляются. У нас сотни самолетов. Есть тяжелые и даже реактивные самолеты. У нас летают люди такого уровня, что контроль проводится за всем самый тщательный. И еще, я точно знаю, почему самолеты упали. Они упали, потому что летали, если бы плавали, то могли бы утонуть. Риск неизбежен. И пусть губернатор Московской области Громов вместо того, чтобы делать попытки проверять наш аэродром на безопасность, проверит своих чиновников, выдающих землю под застройку в зонах повышенного риска. Пусть узнает, кто и за какие взятки ее раздал, если он, конечно, действительно заботится о безопасности людей. Ведь, повторюсь, только благодаря погибшему Олегу Лякишеву удалось избежать жертв на земле. Если бы он не оттянул самолет на окраину, не отключил подачу топлива, не обесточил самолет, то был бы взрыв, а самолет просто пропахал бы поселок насквозь. Там были бы десятки погибших. Это ведь три тонны горючего....
Авторские права на данный материал принадлежат «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка