О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сухой остаток

Всю прошлую неделю небо над лондонским предместьем Фарнборо бороздили летательные аппараты. На сей раз организаторам шоу не удалось потешить публику суперувлекательной воздушной программой: Россия несмотря на уговоры решила обойтись на салоне постерами и макетами

Всю прошлую неделю небо над лондонским предместьем Фарнборо бороздили летательные аппараты. Некоторые экземпляры закладывали такие виражи, что даже зеваки у Букингемского дворца могли одновременно наблюдать и смену королевского караула, и аэрошоу, билет на которое, между прочим, обходится не дешевле обеда в хорошем пабе с пинтой доброго Guinness. Значительно больше в этом плане повезло жителям самого Фарнборо, которые вот уже семь с лишним десятилетий - в 1932 году состоялась первая авиационная выставка в Великобритании - имеют возможность наблюдать за воздушной феерией прямо из окон. Впрочем, на сей раз организаторам шоу не удалось потешить публику суперувлекательной воздушной программой: Россия несмотря на уговоры решила обойтись на салоне постерами и макетами, а без русских с недавних пор любой воздушный праздник уже не такой праздник.

В Фарнборо нелетная погода

Между прочим, это уже не первый западный авиасалон, на котором Россия обходится без демонстрационных полетов. Но если раньше все дело было в Noga и ее стряпчих, пытавшихся всеми правдами и неправдами наложить арест на наше летное имущество, то сейчас главная причина - в благоприобретенном прагматизме. На "Сухом", например, подсчитали, что доставка самолета в Фарнборо обойдется не меньше чем в миллион долларов, а каждый день стоянки и обслуживания - в триста тысяч. При этом Запад, в отличие, например, от стран Юго-Восточной Азии, наши Су-27/30 покупать не собирается, поскольку и свои-то боевые самолеты не очень продаются. А кроме того, все уже знают, чего стоит российская авиатехника, и необходимости что-либо доказывать, в очередной раз самоутверждаться, считают генералы от авиапрома, нет. Этим они, правда, очень расстроили организаторов "Фарнборо-2004".

Последние были больше всех заинтересованы в появлении наших самолетов в британском небе: что и говорить, на русский авиаэкстрим публика валом валит. И вообще не исключено, что пилотажная Мекка может вскоре переместиться в подмосковный Жуковский, где уже в августе должно состояться воздушное дефиле лучших авиагрупп мира. Впрочем, и в этом случае реноме Фарнборо останется очень высоким. Может быть, здесь и не так много летают, зато много продают. Например, в 2000 году именно в Фарнборо был установлен рекорд по объему заключенных контрактов - 52 миллиарда долларов. Калькуляция по нынешнему авиасалону еще впереди.

Но даже если ты уехал из Фарнборо ни с чем, это не должно очень расстраивать. Побывать на лондонском авиасалоне - все равно что прописаться в авиационном мировом бомонде. И в этом смысле титул участника равносилен дворянскому титулу в авиамире. А если не участвуешь, значит, не соответствуешь...

Но даже без показательных полетов русский мотив на авиасалоне все равно прозвучал. Неожиданно пристальное внимание специалистов привлек впервые выставленный напоказ фрагмент салона регионального пассажирского самолета RRJ, который "Сухой" делает в кооперации с "Ильюшиным", "Яковлевым" и американской корпорацией Boeing. По крайней мере принц Кентский Майкл, окинув беглым взглядом всю остальную русскую экспозицию - а это только по военной тематике порядка 180 различных экспонатов, - направился именно к стенду АХК "Сухой". Хорошо, что о возможности общения с принцем крови было известно заранее и у заместителя гендиректора холдинга Александра Клементьева была возможность "порепетировать". Принц, впрочем, оказался не заносчивым. Запросто зашел в салон, запросто посидел в кресле и остался доволен - хоть и не трон, но вполне комфортно. После чего наши впали в эйфорию: никто не сможет оценить место сидения так, как особа королевских кровей, - это у них династическое.

Мирный истребитель

На самом же деле интерес к программе "Гражданские самолеты Сухого" многоплановый. "Сухой" - это по сути дела первая крупная отечественная компания, которая (отметьте, не из-под палки, а по доброй воле) проводит столь глубокую конверсию. Следует отметить, что и по RRJ уже существуют определенные временные и стоимостные ориентиры. Перспективный объем продаж оценивается в 12 миллиардов долларов, а общий прогнозируемый спрос может составить около 800 машин в течение двадцати лет. Примечательно, что непосредственно в Фарнборо один из маститых отечественных авиаперевозчиков, авиакомпания "Сибирь", сделал заявку на 50 самолетов RRJ. Интересуются новым продуктом АХК "Сухой" также "Аэрофлот" и авиакомпания "Пулково". Авиаперевозчиков привлекает универсальность машины: семейство RRJ состоит из шести версий с разной пассажировместимостью и дальностью полетов, причем все версии имеют единую форму крыла, одинаковый двигатель и максимально унифицированы по составу оборудования. Но самое главное, что цена на RRJ может быть на 15-20 процентов ниже зарубежных аналогов. А это уже проблема для конкурентов из-за рубежа - канадского Bombardier и бразильского Embraer.

Например, бразильцы, как стало известно "Итогам", моментально запустили информацию, будто бы "Сухой" может вложить средства, полученные от тендера на поставку в Бразилию партии боевых самолетов Су-35 (если, конечно, выиграет его), в программу RRJ. То есть за счет самих бразильцев профинансирует создание самолета, конкурирующего с их продукцией. От истины это очень далеко, но в конкурентной борьбе правил, как известно, не существует.

С другой стороны, факт показателен. Всем хорошо известно, что у русских отлично получается боевая техника, а техника гражданского назначения - из рук вон плохо. Но к нынешним "гражданским" намерениям российских авиастроителей даже признанные зарубежные гранды отнеслись, насколько можно судить, весьма серьезно. Кстати, и компания "Иркут" взяла курс на демилитаризацию производства. Помимо самолетов-амфибий Бе-200, которые приняты на вооружение МЧС, здесь планируют создание своего регионального реактивного самолета. Но имени собственного у него пока нет. Только номер - "111".

Вообще примечательно, что на авиасалоне "Фарнборо-2004" вопреки традициям боевая авиатехника была не на первых ролях. Новый этап сражения за небо, по всей видимости, начнется ближе к 2010 году, когда американский F-35 JSF и наш истребитель пятого поколения станут товаром в полном смысле этого слова. Но до этого момента еще надо дожить. Поэтому вся текущая стратегия и корпорации "МиГ" (она не участвовала в авиасалоне - сочли нецелесообразным), и АХК "Сухой" сориентирована на глубокую модернизацию существующих боевых платформ. И не исключено, что уже в ближайшее время некоторые разработки, предназначенные для аппаратов пятого поколения, могут появиться на Су-27.

Рынок сбыта известен - Китай, Индия и арабский мир, у которого в избытке хватает и нефтедолларов, и амбиций. Правда, здесь существуют определенные ограничения. Что касается самого емкого рынка для нашей военной авиации - китайского, - то здесь у российских компаний вскоре могут появиться серьезные конкуренты. Вряд ли Франция с Rafale и объединенная Европа с Eurofighter, у которых имеются немалые проблемы с реализацией, будут до последнего следовать эмбарго на поставки продвинутой военной техники в КНР.

Кстати, о конкуренции. В Фарнборо на сей счет был примечательный сюжет. Где-то на задворках авиасалона любопытные специалисты из фирмы Миля неожиданно обнаружили свой собственный вертолет Ми-24, модернизированный британской корпорацией Bae Systems и даже раскрашенный в национальные цвета Соединенного Королевства. При этом владельцы марки об экспериментах подданных Ее Величества с их продукцией не ведали, что называется, ни сном ни духом. После консультаций с "Рособоронэкспортом" выяснилось, что конфликт не такой серьезный. Но это с одной стороны. А с другой - всего по миру милевских вертолетов летает порядка трех тысяч, и где гарантия, что британцы не захотят снять сливки со всего этого лакомого куска?

...Вообще-то авиасалон в Фарнборо - это зрелище, на которое стоит посмотреть. Деньги здесь решают если не все, то очень многое. А самые уважаемые посетители - арабские шейхи. Один такой весьма пристально обследовал вертолет за вертолетом, и представители фирм всячески старались ему угодить. А тот повернулся и пошел своей дорогой. Ну что ж, видимо, не понравилось, что несущие винты не из чистого золота......
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка