О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо шуток не прощает

В минувшую среду три человека - пилот Александр Максимов и два курсанта - погибли в результате падения легкомоторного самолета чешского производства Zlin. Перед этим авиакатастрофа в "Мячкове" произошла 26 июня

В минувшую среду три человека - пилот Александр Максимов и два курсанта - погибли в результате падения легкомоторного самолета чешского производства Zlin. Катастрофа произошла в ста метрах от деревни Заозерье Раменского района. "Стальная птица" ушла носом в землю почти на десять метров. Людей пришлось вырезать из кабины автогеном.

Перед этим авиакатастрофа в "Мячкове" произошла 26 июня. Самолет Ли-2 через три минуты после взлета рухнул на территории той же деревни Заозерье, зацепив крышу одного из домов. Там находились люди, но, к счастью, никто из них не пострадал. А четыре человека, находившихся на борту, погибли: командир экипажа, вице-президент Федерации любителей авиации России Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин, а также бортмеханики Олег Матвеев и Евгений Волобоев. Ведется расследование причин трагедии. Она произошла на глазах у представителей правительства Московской области, проверяющих положение дел с безопасностью полетов на аэродромах малой авиации. Всего в Подмосковье 28 таких аэродромов. "Мячково" был последним из подлежавших проверке.

- Мы с мальчишками побежали смотреть, что там было, - рассказывает 10-летний Денис Зацепин. - Самолет лежал на боку, были слышны несколько хлопков. Люди в кабине, нам показалось, еще шевелились.

В деревню приезжали работники районной администрации, пообещали компенсацию за причиненный ущерб. Но никакой помощи пока не последовало.

- Мы обращались в сельский округ и в райцентр, - рассказывает местная жительница Александра Дюкарева, дом которой пострадал при падении. - Нам объяснили, что надо подавать в суд на частный авиаклуб, самолет которого упал на деревню. Говорят, нам какая-то страховка положена. Крышу-то мы починим, только вот жить здесь страшно…

Жители Заозерья жалуются: частные самолеты из "Мячково" снуют туда-сюда над самыми крышами, хулиганят, демонстрируя "летное мастерство".

- То сарай разрушат, то корову напугают, - рассказывают они. - Как-то у нас в поле не сел, а бухнулся один самолет, а пилот - пьяный! Дайте, говорит, самогона! И тысячу рублей сует, как копейку. Почему никто не прекратит это безобразие? Ведь на автодорогах дежурит милиция, а в небе, выходит, возможен любой беспредел?

- Воздушное хулиганство - головная боль для правоохранительных органов, - рассказывает начальник ЛОВД "Быково" Анатолий Немов. - Мосты, под которыми любят пролетать современные чкаловы, выдерживают подобные трюки далеко не всегда. В прошлом году над Клязьминским водохранилищем пилот гидросамолета атаковал катер и разбился, грохнувшись в воду. Некоторые пилоты, почувствовавшие себя асами, стали включать форсаж реактивных самолетов L39 всего в ста метрах над домами.

Зампрокурора Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Вячеслав Козлов считает:

- Эти два случая - далеко не первые и, увы, не последние для частной авиации. Летчики, владеющие авиатехникой, оказались в правовом вакууме: никто точно не знает, кто должен контролировать вылеты частных самолетов, какие организации обязаны следить за состоянием авиатехники. Только "в Мячково" за последний год было более десятка различных аварий.

По мнению Вячеслава Козлова, аэродромы, на которых базируются десятки частных аэроклубов, - просто подарок для террористов. Охраны здесь, как правило, нет.

В этом я убедилась на личном опыте: на территорию аэродрома "Мячково" деревенские мальчишки лазают через дыры в заборе, а в ветхой будочке для охранников мирно дремлет пожилая женщина. Мне пришлось стучаться минут пять, пока она обратила на меня внимание. "Пройти можно?" - ожидая обыска, поинтересовалась я. "Можно, а чего ж нельзя", - не глядя на мой рюкзак, удивилась сторожиха.

На летном поле, как сараи в огороде, натыканы ангары. Сколько в них самолетов, подсчитать невозможно. Заглядываю в один из них через огромную щель - больше 30 штук. Людей не видно. Только полчаса спустя натыкаюсь на техника с отверткой. Представляется - Валерий. Когда будут полеты, он не знает.

По его словам, между аэроклубами идет яростная конкуренция, а с начальством аэродрома, которому принадлежит эта земля, "клубники" зачастую враждуют. Из-за постоянного повышения арендной платы приходится терять клиентов, то и дело срываются полеты. "Я уже месяц без зарплаты", - признается мой собеседник.

- Частная авиация переживает нелегкие времена самоутверждения, - считает президент Федерации любителей авиации Виктор Заболотский. - То, что сейчас творится в небе - результат низкой профессиональной подготовки пилотов. Как правило, они не идут в клубы, а нанимают инструктора, требуют от него немедленного результата, но учиться не хотят. Некоторые, что греха таить, "покупают" себе летные права. Можно и самолет, как автомобиль, приобрести, не имея прав. Необходим государственный контроль за этой проблемой. Надо ввести систему штрафов и наказаний за воздушные проделки. Вплоть до уголовной ответственности.

Собственный самолет, по словам собеседника, можно купить всего за полторы тысячи долларов. "Кукурузник" Ан-2 обойдется в сумму от 30 тысяч "зеленых", самолет-амфибия Че-25 - $70 000, а самый крутой "Циррус" - от $100 000 до $450 000. Подготовка пилота встанет в $10 - 15 тысяч. Владельцу "аппарата" кажется, что после таких затрат и "пошалить" не грех. Однако небо шуток не прощает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка