О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выставка достижений авиахозяйства

В прошлый раз, в 2002 году, на авиасалоне в Фарнборо все было намного скромнее. Сегодня же ведущие авиапроизводители не боятся строить далеко идущие планы. Мировая авиаиндустрия выходит из кризиса имени 11 сентября 2001 года

В прошлый раз, в 2002 году, на авиасалоне в Фарнборо все было намного скромнее. Сегодня же ведущие авиапроизводители не боятся строить далеко идущие планы. Мировая авиаиндустрия выходит из кризиса имени 11 сентября 2001 года

Двух главных конкурентов, Boeing 7E7 и Airbus А380, в английском небе над аэродромом в Гэмпшире не будет. Ни американцы, ни европейцы свои самолеты в небо пока поднять не решились: оба еще находятся в стадии доводки. Аэробус начнет продаваться в 2006 году, а Boeing - аж в 2008-м. Между тем на обе машины уже есть заказчики. Первыми встали в очередь на получение Boeing 7E7, причем по льготной цене, японская и новозеландская авиакомпании. К ним присоединилась пара европейских. А еще 50 новинок должны отправиться в Китай. Американцы считают, что основной их соперник - двухэтажный "европеец" Airbus А380 на 555 мест - в силу своих гигантских размеров сможет садиться лишь в крупнейших аэропортах.

Европейцы же уверены, что снова окажутся победителями в схватке гигантов. Ведь последнее время продажи у компании только растут. В американский проект, основанный на широком использовании композитов, европейцы не верят - по их мнению, "пластиковые" самолеты пока невыгодны. А на фоне баталий крупнейших авиастроительных консорциумов заключаются другие соглашения. В том числе касающиеся того, на чем мы с вами будем летать через некоторое время.

А теперь - о наших победах.

В первый же день работы авиасалона авиакомпания "Сибирь" заключила договор о поставках 50 новейших региональных самолетов разработки ОКБ им. Сухого. "Новейший" - слово более чем громкое, самолета еще нет даже в опытном экземпляре. На Фарнборо привезена лишь часть фюзеляжа, чтобы продемонстрировать отделку салона бизнес-класса. Однако в проекте RRJ (Russian Regional Jet) уже готовы принять участие Boeing, американская B/E и европейцы из Snecma - вместе с НПО "Сатурн" они разрабатывают двигатели для новой машины. Вместимость различных модификаций самолета будет от 60 до 95 мест, дальность - до 5 тысяч километров.

В новом российском самолете видят замену давно устаревшим Ту-134 и Як-42. Ведь потребность перевозчиков (особенно российских) в новых машинах очевидна. У большинства Ту-134 скоро банально кончится ресурс, кроме того, требованиям по экономичности и комфорту они давно не отвечают. Рынок же региональных перевозок растет. Цифра в 50 самолетов класса RRJ, к тому же новых, как раз и соответствует потребностям такой компании, как "Сибирь", примерно к 2010 году. Гендиректор "Сибири" Владислав Филев уже заявил, что RRJ станет основным ближнемагистральным самолетом для его компании. Базовым среднемагистральным он считает Ту-154М, а дальнемагистральным - A310.

Правда, протокол о намерениях - еще не контракт, а миллиард долларов - весьма приличные деньги. Раньше тоже делались заявления о намерении купить отечественную авиатехнику, но когда дело доходит до практики, авиакомпании предпочитают зарубежные аналоги. В первую очередь из-за более низкой стоимости эксплуатации.

Однако в случае с RRJ все может быть не так плохо. Самолет изначально создается с "прицелом" на продажу за рубежом. Поэтому для корпорации Су "Сибирь" - это только начало, Launch Customer ("запускающий клиент"). Такова мировая практика: распродавать заказы на самолет, когда тот еще на бумаге. Ведь американский 7E7 еще тоже не летает, но заказов на Фарнборо на него тоже было достаточно. Правда, нашему RRJ будет на мировом рынке совсем непросто: канадские CRJ и бразильские Embraer - сильнейшие конкуренты наших машин. Чтобы отхватить свою часть рынка, суховцам придется сделать что-то действительно выдающееся.

Других российских машин, уже летающих, на авиасалоне снова нет. В прошлый раз наши опасались претензий фирмы "Нога", сегодня объясняют банальной экономией. Перевозка одного боевого самолета, обязательная страховка, аренда транспортного самолета для 10 тонн запчастей и инструментов обходятся в $1 млн. Керосин тоже недешев. А все, что Россия может показать, уже неоднократно летало и демонстрировалось на мировых площадках. Тем более что Европа - увы, не покупатель для нашей военной техники. Небольшое исключение сделали лишь для вертолетной техники. Здесь, правда, не обошлось без скандальчика: одна британская компания "без спроса" у КБ Миля модернизировала их продукцию.

...Американцы же свой военный самолет F-117 потащить на выставку не поскупились, хотя пока не собираются его никому продавать.

Гвоздем же программы стала демонстрация концепции беспилотных боевых самолетов. По мнению американских военных, в ближайшее десятилетие профессия "военный летчик" должна перестать существовать: все самолеты, по крайней мере тактические, станут беспилотными.

Всего же в салоне приняло участие более 1300 фирм, а число посетителей составило более 300 тысяч. Самолеты - это всегда шоу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка