Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Опубликовано: 12.08.2004, 22:01

Ушел из жизни выдающийся русский конструктор П.А.Колесов


Ушел из жизни выдающийся русский конструктор, замечательный ученый и прекрасный человек - Петр Алексеевич Колесов. Почти четверть века он руководил Рыбинским конструкторским бюро, отдавая родному предприятию свой талант, знания, энергию и силы. С именем П. А. Колесова связана целая эпоха в истории российского авиационного двигателестроения.

Родился П. А. Колесов в Твери 17 августа 1915 г. в большой и дружной семье. В 1932 г. в Москве окончил конструкторские курсы Глававиапрома. Во время обучения работал в Центральном институте авиационного моторостроения в должности техника-конструктора.

В 1935 г. Колесов становится студентом моторного факультета Московского авиационного института, совмещая учебу с конструкторской деятельностью: участвует в создании редуктора для вертолета И. П. Братухина, разрабатывает топливную аппаратуру для моторов. В период дипломного проектирования выполняет расчеты системы регулирования поршневого мотора М-250 разработки в КБ-2 МАИ.

После окончания института, в марте 1941 г., Петр Алексеевич был направлен в Воронеж, в опытный отдел моторного завода №16. Первые пять лет он работал инженером-конструктором в группе кривошипно-шатунного механизма и картера поршневых моторов. Колесов вспоминал: "Работа над этими моторами превратилась в школу для многих конструкторов: Она дала нам возможность стать специалистами самого высокого класса". Вся жизнь П. А. Колесова проходила на фоне тех лет: война, эвакуация и напряженная работа по заданию Родины. В 1943 г. ОКБ-250, где работал Колесов, переводится из Уфы в Рыбинск на завод №36 (ныне НПО "Сатурн") и переименовывается ОКБ-36.

В 1946 г. Петр Алексеевич Колесов назначается ведущим конструктором по разработке двигателя ВД-4К для стратегического бомбардировщика Ту-85. Эта была вершина развития двигателестроения для поршневой авиации. В 1951 г. в числе других конструкторов за создание ВД-4К Колесову присуждена Государственная премия первой степени. С 1952 г. ОКБ-36 трудится над турбореактивными двигателями.

Вся дальнейшая конструкторская деятельность Петра Алексеевича была посвящена этой теме. Тогда он был полон сил и творческой энергии. В апреле 1952 г. начал работу над созданием турбореактивного двигателя ВД-5 для дозвукового стратегического бомбардировщика КБ В. М. Мясищева.

Петр Алексеевич был ведущим конструктором двигателя ВД-7Б, запущенного в серийное производство и принятого на вооружение ВВС.

В 1956 г. он возглавил конструкторский отдел, а в 1959-м был назначен заместителем главного конструктора. После ухода на пенсию В. А. Добрынина в 1961 г. Колесов назначается главным конструктором рыбинского конструкторского бюро моторостроения, которым руководит почти четверть века. В этот период шла работа над созданием двигателя РД-7М2, предназначенного для первого отечественного сверхзвукового ракетоносца. За ним последовали: двигатель РД36-41 -для самолета Т-4; РД36-51А и РД-36-51 -для первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-51В - для первого отечественного сверхвысотного самолета М-17 ("Стратосфера"), семейство подъемных и бустерных двигателей.

Каждый двигатель опережал время и был новым шагом в отечественном двигателестроении. В коллективе, которым руководил Колесов, неизменно царила обстановка сплоченности и творческого подъема, что было залогом успеха.

Петр Алексеевич Колесов - автор 43 изобретений и ряда научных трудов. Результаты деятельности Петра Алексеевича Колесова по достоинству оценены. Ему трижды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.

Талант руководителя и конструктора Колесова гармонично сочетался с необыкновенным личным мужеством - он шел своей дорогой, никого не повторяя, стойко переживал неудачи и не кичился успехами. Всегда был прост и выдержан.

Вся жизнь Петра Алексеевича Колесова была связана с авиацией, и он сказал свое слово в истории создания авиационной техники, оставил свой неповторимый след.

Не стало Человека и великого Конструктора. Но память о нем будет жить в его творениях и навсегда останется в наших сердцах.

 

Дайджест прессы за 12 августа 2004 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Научно-производственное объединение "Сатурн", Самолетостроение (в процессе тестирования)