О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тайна полярного перелета

Самолет Экзюпери нашли, пусть спустя десятилетия. Найдется ли самолет Леваневского, откроет ли Арктика одну из своих тайн?

"…дальнейшие поиски не имеют никаких шансов на успех и экипаж самолета Н-209 следует считать погибшим. В связи с этим СНК СССР постановляет - дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить" - такое специальное заявление Советского правительства было опубликовано в августе 1938 года в газете "Правда".

А началась эта трагическая история в далеком 1935 году, с письма Героя Советского Союза С.А. Леваневского в редакцию все той же "Правды" от 19 января 1935 года, в котором он пишет: "...Я предлагаю совершить в 1935 году беспосадочный перелет Москва - Сан-Франциско через Северный полюс". Не одного Леваневского манила неизведанная Арктика: 15 ноября 1936 года с таким же предложением к Г.К. Орджиникидзе обратились летчики Ремизюк и Спирин, 1 июля 1937 - В. Степанченок обратился к самому Сталину, не отставали от мужчин и женщины - 2 сентября 1937 года написали Сталину письмо с просьбой разрешить такой перелет П. Осипенко и М. Раскова…

Тогда, в 1935-м Леваневскому не удалось осуществить свою мечту: 3 августа он взлетел, но через 10 часов была обнаружена утечка масла, и, долетев от Москвы до Баренцева моря, Леваневский вынужден был повернуть обратно и приземлить АНТ-25 под Ленинградом. Ввиду неготовности самолета, перелет решили перенести на 1936 год. Сам Леваневский был чрезвычайно этим раздосадован и нашел ничего лучшего, как в письме Сталину обвинить руководство ЦАГИ в халатности и чуть ли не в саботаже.

Заканчивая письмо, он написал: "Я знаю, товарищ Сталин, что только при Вашей помощи это дело сделаю в первом полугодии 1936 года..." и добавил: "Перелет через полюс вполне реален, в этом у нас нет никаких сомнений. Экипаж готов осуществить эту задачу во что бы то ни стало". Тем не менее, заседание Политбюро 11 февраля 1936 года приняло решение: "Отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году совершить перелет через полюс". На этом же заседании одобрено предложение О.Ю. Шмидта о создании в следующем году в районе полюса метеостанции, а самому Леваневскому рекомендовано изучить условия полетов на севере Америки.

Тем временем, освоение Арктики стремительно продолжалось. 21 мая 1937 года на Северном полюсе приземлились четыре тяжелых самолета ТБ-3, высадивших научную экспедицию под руководством О.Ю. Шмидта. 18 июня 1937 года начался трансполярный перелет Чкалова, Байдукова и Белякова. 12 июля 1937 года в США со Щелковского аэродрома НИИ ВВС вылетели Громов, Данилин и Юмашев, через 62 часа 17 минут полета благополучно приземлившиеся в районе Лос-Анджелеса, побив два мировых рекорда: на беспосадочный полет по прямой и по ломаной линии.

Следующим должен был стать экипаж С. Леваневского на тяжелом четырехмоторном самолете Н-209, созданном на базе дальнего бомбардировщика ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова. Сам Леваневский пришел в неописуемый восторг, впервые увидев самолет в полете: когда ведущий летчик-испытатель Н.Г. Кастанаев спикировал, а потом заложил крутой вираж с креном чуть ли не 90 градусов, Леваневский бросился к Болховттинову с просьбой: "Дайте, дайте мне эту машину! Такое показать американцам! Им это и не снилось!" Надо сказать, что Болховитинов к этой просьбе отнесся с прохладцей - ему просто жаль было единственный ДБ-А, к тому же еще проходящий летный летные испытания. Он говорил: "Самолет в любом случае мы обратно не получим. А следующий - когда еще будет..."

Но на следующий день Леваневский был уже в Кремле, затем туда вызвали Болховитинова, а еще через день Болховитинов собрал команду конструкторов и объявил, что правительство решило удовлетворить просьбу Леваневского и разрешило совершить перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Аляска. Начались спешные работы по переоборудованию самолета: с него сняли вооружение, взамен которого установили новое радионавигационное оборудование специально для арктических полетов, машину оборудовали противообледенительной системой и специальными, надуваемыми воздухом мешками на случай посадки на воду, провели еще некоторые конструктивные доработки.

12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут экипаж в составе командира корабля С. А. Леваневского, второго пилота Н. Г. Кастанаева, штурмана В. И. Левченко, бортмехаников Г. Т. Побежимова и Н. Н. Годовикова и радиста Н. Я. Галковского стартовал со Щелоковского аэродрома. До полюса Н-209 должен лететь трассой Чкалова и Громова: Архангельск - Баренцево море - о. Рудольфа - Северный полюс. Затем - вдоль 148-го меридиана и приземление на Аляске, в Фербэнксе.

Уже над Баренцевым морем самолет окутала мощная облачность, и Леваневский вынужден был набрать предельную высоту - 6000 метров. А тут еще ураганный встречный ветер, снизивший путевую скорость почти до 100 км/час. Как бы то ни было, спустя 19,5 часов Н-209 миновал Северный полюс. А обстановка все продолжала осложняться. В 14:32 13 августа, в очередной, девятнадцатой по счету телеграмме Галковский сообщил об отказе правого крайнего мотора и снижении до 4600 метров. Штаб приказал снизиться, осмотреться и при необходимости выбрать место для посадки, но… Ответа так и не дождались. Н-209 исчез бесследно.

Несмотря на широкомасштабные поиски, в которых участвовало 24 советских и 7 иностранных самолетов, следы Н-209 так и не были обнаружены. Но энтузиасты не успокоились и до сих пор пытаются выяснить - что же случилось с экспедицией Леваневского? К поискам подключились ученые: физики, метеорологи. Основываясь на своих расчетах, они пытаются проложить предполагаемый курс самолета, но… результаты у всех получаются разными. Находились и, якобы, очевидцы падения самолета, люди, видевшие бугорок с дощечкой с выжженной надписью "Леваневский" или выложенную из камня стрелу и кусок обертки от НЗ с нацарапанными надписями. Увы, все это только никем не подтвержденные теории и слухи.

Экзюпери повезло - его самолет нашли, пусть спустя десятилетия. Найдется ли самолет Леваневского, откроет ли Арктика одну из своих тайн? Кто знает, кто знает… А в печати появились сообщения о решении Московской городской думы установить стеллу в память о погибшем экипаже Н-209. Наконец-то, спустя "каких-то" 67 лет!...
Авторские права на данный материал принадлежат «From-ua.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка