О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российских авиаторов ждет испытание "черными ящиками"

Наш авиапром ждет испытание "черными ящиками", которые, по мнению ИКАО, должны быть созданы на основе твердотельных накопителей

Доступ российской авиатехники на мировой рынок может быть в очередной раз ограничен из-за ужесточающихся стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Вслед за проблемой с шумами авиадвигателей наш авиапром ждет испытание "черными ящиками", которые, по мнению ИКАО, должны быть созданы на основе твердотельных накопителей. Россия пока не готова к новым требованиям: большинство наших самолетов оборудовано лишь магнитофонными самописцами.

"Человеческий фактор" - причина 80% авиакатастроф. Анализировать ошибки летного состава помогают "черные ящики", на самом деле имеющие яркий оранжевый цвет. Российские самолеты - как гражданские, так и военные - оснащены в основном ленточными магнитофонными накопителями разработки 1960-х годов, в то время как на Западе уже давно используются накопители с электронным принципом записи (флэш-память).

Постоянно ужесточающиеся международные нормы рано или поздно вынудят и наших авиаторов заменить устаревшую аппаратуру. Сегодня это касается пока только новой продукции: заказчики отказываются приобретать суперсовременные военные истребители, оборудованные старой "начинкой". Именно "привередливость" иностранных покупателей привела к тому, что в технологическом плане мы не отстаем от Запада. Угрозу срыва поставки за рубеж наших "МиГов" ликвидировали специалисты курского ОКБ "Авиаавтоматика", на одном из салонов в Ле Бурже увидевшие образец твердотельного накопителя французской фирмы "Дассо Электроник".

Разработка новых систем началась в 1996 году. Тогда удалось создать кооперацию в составе ОКБ "Авиаавтоматика", ГосНИИАС, РСК "МиГ" и "Дассо Электроник". В результате под индийский заказ на модернизацию 125 МиГ-21 была создана система "КАРАТ-Б". По словам начальника управления ГосНИИ Министерства обороны России Анатолия Краснопирки, эта аппаратура не имеет аналогов, по крайней мере в России, а по на некоторым параметрам превосходит мировые.

"Мы работаем в основном на внешнего заказчика, поэтому наша продукция отвечает соответствующим западным стандартам, - сказал "Известиям" генеральный директор ОКБ "Авиаавтоматика", главный конструктор Владимир Тарасов. - Более того, по ряду параметров российские изделия превосходят международные нормы, имея при этом более низкую цену".

Несмотря на приемлемые цены, новая техника пока не востребована российскими военно-воздушными силами. Причина - в отсутствии финансирования со стороны Министерства обороны. Мечты авиастроителей о госзаказе связаны с поставками в российскую армию учебно-тренировочных самолетов Як-130 и МиГ-АТ. Конструкторы также считают, что твердотельные накопители должны быть установлены на новейших, модернизированных версиях Су-27, Су-25 и МиГ-29. Оборудование самолетов такими накопителями значительно снизило бы аварийность в ВВС России, где за год происходит в среднем около 40 серьезных инцидентов. Должны они появиться и на гражданских авиалайнерах: самолетах семейства "Туполева", гидросамолетах фирмы "Бериев" и вертолетах фирмы "Камов".

Традиционно бортовые накопители создавались на базе обычных ленточных магнитофонов. Сами ленты, несмотря на то что являются синтетическими или даже металлическими, неудобны в эксплуатации, морально устарели. Использование твердотельных накопителей - специальных микрочипов, способных воспринимать и надежно хранить информацию, - решает эту проблему. "Объем памяти новых приборов увеличен более чем в 50 раз, - сказал "Известиям" генеральный директор ОАО "Прибор" Александр Сапронов. - Они выдерживают 3400-кратную перегрузку и температуру, превышающую 1100 градусов по Цельсию. Кроме того, на расшифровку микрочипов уходит гораздо меньше времени".

В перспективе необходима интеграция "черных ящиков" в единую информсистему. Это позволит использовать информацию не только для установления причин аварий, но и в интересах технической эксплуатации и боевого применения самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка