Финансовые Известия
18 августа 2004, 15:16
Российских авиаторов ждет испытание "черными ящиками"
Наш авиапром ждет испытание "черными ящиками", которые, по мнению ИКАО, должны быть созданы на основе твердотельных накопителей
"Человеческий фактор" - причина 80% авиакатастроф. Анализировать ошибки летного состава помогают "черные ящики", на самом деле имеющие яркий оранжевый цвет. Российские самолеты - как гражданские, так и военные - оснащены в основном ленточными магнитофонными накопителями разработки 1960-х годов, в то время как на Западе уже давно используются накопители с электронным принципом записи (флэш-память).
Постоянно ужесточающиеся международные нормы рано или поздно вынудят и наших авиаторов заменить устаревшую аппаратуру. Сегодня это касается пока только новой продукции: заказчики отказываются приобретать суперсовременные военные истребители, оборудованные старой "начинкой". Именно "привередливость" иностранных покупателей привела к тому, что в технологическом плане мы не отстаем от Запада. Угрозу срыва поставки за рубеж наших "МиГов" ликвидировали специалисты курского ОКБ "Авиаавтоматика", на одном из салонов в Ле Бурже увидевшие образец твердотельного накопителя французской фирмы "Дассо Электроник".
Разработка новых систем началась в 1996 году. Тогда удалось создать кооперацию в составе ОКБ "Авиаавтоматика", ГосНИИАС, РСК "МиГ" и "Дассо Электроник". В результате под индийский заказ на модернизацию 125 МиГ-21 была создана система "КАРАТ-Б". По словам начальника управления ГосНИИ Министерства обороны России Анатолия Краснопирки, эта аппаратура не имеет аналогов, по крайней мере в России, а по на некоторым параметрам превосходит мировые.
"Мы работаем в основном на внешнего заказчика, поэтому наша продукция отвечает соответствующим западным стандартам, - сказал "Известиям" генеральный директор ОКБ "Авиаавтоматика", главный конструктор Владимир Тарасов. - Более того, по ряду параметров российские изделия превосходят международные нормы, имея при этом более низкую цену".
Несмотря на приемлемые цены, новая техника пока не востребована российскими военно-воздушными силами. Причина - в отсутствии финансирования со стороны Министерства обороны. Мечты авиастроителей о госзаказе связаны с поставками в российскую армию учебно-тренировочных самолетов Як-130 и МиГ-АТ. Конструкторы также считают, что твердотельные накопители должны быть установлены на новейших, модернизированных версиях Су-27, Су-25 и МиГ-29. Оборудование самолетов такими накопителями значительно снизило бы аварийность в ВВС России, где за год происходит в среднем около 40 серьезных инцидентов. Должны они появиться и на гражданских авиалайнерах: самолетах семейства "Туполева", гидросамолетах фирмы "Бериев" и вертолетах фирмы "Камов".
Традиционно бортовые накопители создавались на базе обычных ленточных магнитофонов. Сами ленты, несмотря на то что являются синтетическими или даже металлическими, неудобны в эксплуатации, морально устарели. Использование твердотельных накопителей - специальных микрочипов, способных воспринимать и надежно хранить информацию, - решает эту проблему. "Объем памяти новых приборов увеличен более чем в 50 раз, - сказал "Известиям" генеральный директор ОАО "Прибор" Александр Сапронов. - Они выдерживают 3400-кратную перегрузку и температуру, превышающую 1100 градусов по Цельсию. Кроме того, на расшифровку микрочипов уходит гораздо меньше времени".
В перспективе необходима интеграция "черных ящиков" в единую информсистему. Это позволит использовать информацию не только для установления причин аварий, но и в интересах технической эксплуатации и боевого применения самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству