О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Москве обещают чистое небо

Система противовоздушной обороны Москвы готова уничтожить любой самолет, незаконно вторгшийся в воздушное пространство над Москвой

"Система противовоздушной обороны Москвы готова уничтожить любой самолет, незаконно вторгшийся в воздушное пространство над Москвой. Независимо от того, кто это будет: малоразмерный частный самолет или пассажирский авиалайнер, военные будут готовы стрелять на поражение. Единственное, что сдерживает их от этого сейчас - отсутствие необходимой юридической базы", - об этом в среду на пресс-конференции заявил командующий войсками Командования специального назначения (КСпН), структуры, отвечающей за противовоздушную оборону Москвы, генерал-полковник Юрий Соловьев.

По его словам, соответствующий документ может быть принят в самое ближайшее время. "Система разрабатывается, в принципе она есть, - пояснил генерал, - но нет юридической базы, чтобы ее использовать. Сегодня существует положение о том, что если у нас есть информация об угоне террористами авиалайнера без экипажа и пассажиров, то мы имеем полномочия его сбивать. А если мы знаем, что в самолете, помимо террористов, находится экипаж и пассажиры, то мы обязаны поднять в воздух истребитель-перехватчик и попытаться принудить его сесть на специальный аэродром".

Юридическая база, развязывающая руки военнослужащим противовоздушной обороны Москвы, получит право на существование в следствие событий 11 сентября 2001 года в США, когда террористы, захватившие несколько пассажирских авиалайнеров, смогли совершить чудовищные по своему масштабу и последствиям террористические акты в американских городах. Это событие стало крушением не только иллюзии безопасного мира, но и многих военных доктрин, предусматривающих строительство систем противовоздушной обороны, направленных на отражение внешней агрессии.

Войска КСпН, расположенные по всей Московской области, контролируют воздушное пространство на площади в 1,3 млн. кв. км, на котором проживает почти треть населения России, и прикрывают более 140 стратегических объектов. Ежедневно на боевое дежурство во входящих в состав КСпН частях истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск заступает около 2 тыс. человек. За смену в зоне ответственности войск КСпН сопровождается до 3000 целей. На их вооружении стоят зенитно-ракетные системы С-300 последних модификаций (позволяющих, в том числе, перехватывать и ядерные боеголовки), истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25. Потенциальные огневые возможности сил и средств КСпН с их усилением в военное время позволяют одним боекомплектом ракет и одним вылетом авиации поразить до 500 целей на больших и средних высотах (от 50 метров до 56 километров) и до 400 на малых. Вокруг Москвы созданы два пояса перехвата воздушных целей: первый на удалении 100 км, второй на 50 километров. Однако вся эта мощь направлена на внешний контур города, а опасность сейчас представляет его внутренняя часть.

"Взлетающему, например, с аэродрома Внуково пассажирскому самолету, захваченному террористами, надо всего 40-50 секунд, чтобы достичь центра города, - предупреждает Соловьев. - За это время мы даже не успеем поднять в воздух истребители-перехватчики..."

Проблему защиты столицы с воздуха первым, сразу же после терактов 11 сентября, поднял тогдашний главком ВВС Анатолий Корнуков. Именно он заявил, что готов сбить "любой самолет, направляющийся в сторону Кремля". И это он предложил первый план предупреждения подобных полетов - разместить на крышах высотных домов радиолокационные станции наблюдения и переносные зенитно-ракентые комплексы (ПЗРК). Однако дальше разговоров дело не пошло. Военные так и не получили согласия на организацию подобной обороны от правительства, не было создано и юридической базы для проведения подобных "стрельб". Для этого нужно просто представить, что произойдет, если, прикрывая Кремль, система ПВО Москвы собьет над городом трансмагистральный Ил-96, полностью заправленный топливом. Сама машина весит, кстати, около 200 тонн, половина из которых - керосин...

"Для того, чтобы того, чтобы нам не пришлось идти на крайние меры, -- говорит Юрий Соловьев, - в каждом аэропорту должны работать специальные службы, которые не должны допустить террористов на борт".

Как бы там ни было, но сегодня проблема с организацией зенитно-ракетного прикрытия неба над Москвой приобретает для военных не только гипотетическую опасность - террористы угнали пассажирский авиалайнер, - но и вполне реальную экономическую перспективу: мэрия Москвы активно продвигает идею создания воздушного такси. Около 80 малоразмерных самолетов и вертолетов должны получить возможность беспрепятственно летать над городом. Сегодня подобное могут себе позволить только вертолеты скорой помощи, МВД и МЧС. По их поводу Соловьев говорит, что знает, когда и куда они вылетают, но отследить, долетели ли они до цели или свернули куда-то по дороге, не представляется возможным. Радары системы ПВО Москвы следят за пространством вне Москвы.

Однако с развитием этого проекта, а мэрия утверждает, что перспектива проекта не так уж и туманна, в Москве начнется масштабная установка радиолокационных средств контроля за воздушным пространством. Подтверждает это и Юрий Соловьев. По его словам, в ближайшее время над столицей будет создано непрерывное радиолокационное поле и создан единый (вкупе с военными) диспетчерский центр управления воздушным движением. Если это произойдет, то, как говорят специалисты, вся эта система будет замкнута на командование КСпН. Значит, первый и самый сложный в техническом и материальном плане этап "накрытия" Москвы состоится. Вторым этапом станет появление новой юридической базы, разрешающей сбивать всех и вся, если они летят над столицей без соответствующего разрешения. Хотя так и невозможно представить, что произойдет, если над столицей будет сбит пусть даже и не самый большой самолет, груженный топливом и имеющий пассажиров на борту.

За необходимыми комментариями, насколько перспектива сбивания самолетов прямо над городом реальна, Страна.Ru обратилась в Федеральную службу безопасности России. Как считает эксперт ФСБ, "вероятность того, что подобные меры придется применять непосредственно над территорией Москвы, существует, но она крайне низка". Во-первых, на российской территории пока довольно успешно действуют довзлетные меры противодействия: контроль пассажиров и их багажа в аэропорту, усиленный контроль документов и так далее. Во-вторых, как показывает весь опыт и история захватов пассажирских лайнеров, террористы приступают к активным действиям в стадии горизонтального полета, а не на взлете или посадке. "То есть, если, не дай Бог, что-либо подобное случится с самолетом, направляющимся в Москву, то об этом станет известно еще на дальних подступах к столице. Так что сцен апокалипсиса - горящий самолет падает на густонаселенные районы - рисовать себе не надо", - заявили нашему корреспонденту в ФСБ. Также крайне маловероятен, по мнению специалистов, и сценарий захвата самолета в ближних московских аэропортах, будь то Шереметьево или Внуково, в моменты вылета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка