О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истина в винте

Воздушный извозчик, монтажник-высотник, спасатель - это все летчик-испытатель I класса Вадим Базыкин на вертолете Ми-8

Воздушный извозчик, монтажник-высотник, спасатель - это все летчик-испытатель I класса Вадим Базыкин на вертолете Ми-8. В годы перестройки государственному пилоту, как многим тогда, очень захотелось завести свой бизнес. Вертолетный, конечно, - он же умел только летать. Сейчас освоил финансовую отчетность, переговоры с заказчиками, тонкости взаимоотношений с налоговыми инспекторами и еще много такого, без чего не бывает прибыли. Но вначале нужен был собственный вертолет.

Пока Базыкин сетовал на дороговизну вертолетов для населения, помог случай. Не то чтобы счастливый - наоборот: по принципу "не было счастья, да несчастье помогло". Точнее, "сам сломаю - сам и починю". Короче, случилась авария. "Мы замеряли с борта уровень радиации в разных городах, - рассказывает Вадим. - И однажды прямо над Мытищами у нас отказали оба двигателя. Пришлось сажать вертолет на Олимпийское шоссе, но в момент посадки светофор показал зеленый, все машины поехали и пришлось резко заезжать на парапет. Никто, слава Богу, не пострадал, но у вертолета отбились стойки. Мы его выкупили по остаточной стоимости. Отремонтировали и стали брать частные заказы".

Совсем хорошо развернулись, когда появилась компания "Спарк+", где Базыкин стал генеральным директором. Он, правда, не создавал фирму самостоятельно, с нуля. Это сделала Санкт-Петербургская авиаремонтная компания ("Спарк"): в 1998-м возглавляющий компанию Юрий Морозов позвал на новое дело хорошо знакомого и известного летчика, освоившего к тому же азы капиталистического труда. "Спарк" предоставил "дочке" в аренду вертолеты и техническую базу для ремонта. А с заказами у Базыкина как раз все было в порядке. Между прочим, он еще дружил и с питерской властью, как бы она ни менялась. При этом - никакой политики, чистый бизнес.

Мэрское такси

Первым большим другом Базыкина был петербургский мэр Анатолий Собчак. Правда, будем откровенны, тут как раз не обошлось без политики, которая походя задела Базыкина и чуть было не поставила точку в его карьере. Во время путча Собчак договорился с "Балтийскими авиалиниями", где тогда трудился Базыкин, поснимать передвижение войск ВДВ. Все тогда с минуты на минуту ждали знаменитую Псковскую воздушно-десантную дивизию, которая вроде бы двинулась на Питер сокрушать демократию. "Балтийские авиалинии" единственные согласились дать вертолет Собчаку. Десантники не то не дошли, не то и не собирались, но навстречу вертолету вылетел истребитель. Кто скомандовал поднять в воздух боевую машину - неизвестно. Какой был приказ у летчика - никто не знает. Вряд ли открыть огонь на поражение и уничтожить. Но, в любом случае, ощущать себя в прицеле истребителя было как-то неуютно. Как Базыкин ушел - особая история, его ноу-хау, и об этом чуть позже. А вот от ареста (КГБ, понятное дело, не дремал) членов экипажа спас мэр тогда еще Ленинграда. В общем, Собчак смелого пилота оценил и только с ним и летал. "Зря ты ничего не просишь, - наставлял мэр. - Без обид, но пойми: для нас вы все - таксисты. Ты часто про таксистов помнишь?" Ничего себе шуточки у власть предержащих! Базыкин, впрочем, действительно не обиделся, но заодно решил раз и навсегда: ничего не просить без крайней нужды. И правильно. Его и так зовут и неплохие деньги платят. За классную-то работу.

Вот, например, полеты на Валаам Базыкин просто узурпировал. У рейса Валаам-Петербург нет расписания, но летает Вадим часто. Туристы - те предпочитают живописное путешествие по воде, по Ладоге. А вечно спешащие (вертолетом до Валаамского монастыря один час лета) бизнесмены и VIP"ы - исключительно на попечении Базыкина. Для самого монастыря, представителей Патриархии и вообще, если церковь попросит, небесные услуги могут быть и бесплатными. Но это будни. Другое дело - арктические экспедиции, полеты над Африкой или ювелирные монтажные работы с воздуха.

Вертолет для ангела

Машина зависла на высоте 200 метров, под ее брюхом раскачивается сияющий после реставрации золоченый крест. Сейчас его установят на законное место - купол Смольного собора. Бортмеханик Олег Гранкин отлично видит гнездо, куда крест нужно поставить, а перед глазами Базыкина - только небо. Вадим внимательно слушает указания бортмеханика. "Полтора метра вправо". Вертолет мягко уходит в сторону. "Еще чуть-чуть". Пилот чуть сдвигает машину и сразу попадает в "гнездо".

- У вас такой глаз-алмаз, что ли?! - удивляюсь я.

- Это вряд ли, - признается Вадим. - Разве я могу на такой высоте сантиметры мерить? Просто Олег, когда говорит "чуть-чуть", точно знает, на сколько я уведу вертолет. За много лет мы уж так притерлись...

А петропавловского ангела (вес - 500 кг, высота с крестом - 3,2 метра) поднимали и собирали по частям. Несколько дней. Даже для этих виртуозов с опытом тяжелая была работа, но красивая и богоугодная. Правда, и высокооплачиваемая. Но, в принципе, Базыкин страшно не любит людей, у которых в каждом глазу по доллару. Летчик должен побеждать и спасать.

По заказу МЧС "Спарк+" тушит лесные пожары и снимает с оторвавшихся в Финском заливе льдин безбашенных рыбаков. Но вот войти в состав МЧС и получать стабильные деньги, как считают все спарковцы, - слишком скучно. Зарплаты в городе приличные, но по-настоящему большие они в Арктике и Антарктике. И опять-таки "на полюсах" действительно интересно. То продовольствие полярникам надо сбросить, то с дрейфующей льдины их самих снять, а вокруг, как по заказу, пурга. Арктический регион летчики освоили так хорошо, что планируют открыть туристические полеты на Шпицберген, а если получится, то и еще севернее. Конкуренции нет: для новичков Север недосягаем.

Воздушный извозчик

Справедливости ради надо сказать, что конкуренции нет и в городе. Сегодня в петербургское небо поднимаются вертолеты только трех частных компаний: "Спарка+", "Балтийских авиалиний" и "Роснефтьбалтики". Летчики говорят, что места хватит еще стольким же фирмам. Но не тут-то было...

"Оборот капитала в авиации всегда был высоким, суммы крутятся астрономические, а итоговая прибыль получается довольно скромной, - рассказывает Вадим. - Вертолет требует затрат на стоянки, взлетные площадки, регулярный тщательный ремонт, на керосин, в конце концов. Чтобы подняться в воздух, нужно иметь сразу несколько страховок: вертолета, экипажа, пассажиров, ответственность перед "третьими лицами" (на которых может упасть весь вертолет или его деталь). Еще есть список "одиннадцати обязательных должностей", которые должны быть в авиакомпании независимо от того, сколько у нее машин. А фирма, в которой меньше четырех машин, попросту убыточна. У нас сегодня 11 вертолетов и 70 сотрудников". Себестоимость каждого часового полета подбирается к $1000, а арендовать вертолет в "Спарке+" стоит $1200 за час - не такая уж большая накрутка.

Последняя "идефикс" Базыкина выдает в нем глубоко законспирированного мечтателя-романтика: он мечтает о воздушных транспортных развязках в городе и ведет об этом томительные переговоры с питерской администрацией. Оно, конечно, когда-нибудь и произойдет, бизнесмен от вертолетного дела уверен, что лет за десять необходимость в пассажирских перелетах в мегаполисе станет так велика, что какой-нибудь проект запустят. Тогда появится много фирм, много работы и, кстати, упадут цены на "билеты". В Петербурге уже есть вертолетные площадки, которые позволяют проложить маршруты с севера на юг: Пулково, Смольный, Петропавловская крепость, Елагин остров (ЦПКиО) и другие - всего семь. Осталось сделать несколько узловых точек по городу - в шахматном порядке - и обязательно установить вертолетные площадки на крышах больниц.

Краткий курс по борьбе с истребителями

Да, и напоследок: что делать, если на ваш вертолет идет истребитель? Теперь молодых пилотов учат этому "по Базыкину". Нужно пойти наперекор инстинкту и вообще человеческой природе. Страшно, но уворачиваться не надо ни в коем случае. Наоборот, нужно развить максимальную скорость, до 250 км/час. Истребитель выцеливает вас на своей малой скорости - это примерно 700 км/час. И из-за разницы скоростей вы успеете проскочить, как Базыкин тогда, в небе над Псковщиной. Четыре захода сделал военный ас - и не "поймал". Но истребители - это, не приведи Господи, форс-мажор. А вот падают вертолеты, увы, часто. У них нет даже минимальных свойств планера, как у самолета с отказавшими двигателями. Правда, есть еще один известный рецепт - посадка на авторотации, когда опять все делается наоборот. Машину нужно резко направить вниз, правильно (здесь должна прийти на помощь интуиция) выбрав угол атаки, и поставить его, как говорят летчики, "веслом". Воздушные потоки немного, но раскрутят винт, и падать вы будете уже на воздушной подушке. Если же у вас 23 года летного стажа и 8000 часов налета - это даже нетрудно. Но, как легко догадаться, в первый раз Базыкин падал, будучи не таким опытным летчиком. А всего он падал 18 раз. Один раз только немного повредил вертолет, а так - ничего....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка