О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Одобрено "Стрижами"

"Стрижи" провели сражения на новом самолетном тренажере боевого применения СТБП-29. Его презентация состоялась в Центральном аэрогидродинамическом институте

Выполняя приказ командования, три летчика из авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" за один день сбили несколько самолетов F-18, "Мираж" и МиГ-29 неустановленной принадлежности. Военные остались довольны воздушными боями и анализируют полученные результаты. Не будем нагнетать страсти и успокоим читателя, "Стрижи" провели сражения на новом самолетном тренажере боевого применения СТБП-29. Его презентация, на которой побывал наш специальный корреспондент, состоялась в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

С конца прошлого века роль тренажеров становится все более значимой. Однако большинство фирм предлагают их или с ограниченными возможностями, или в виде, как говорится, игрушки для взрослых. На таких тренажерах вместо настоящих тумблеров и переключателей - клавиатура компьютера, а работа рычагами управления напоминает джойстик. Конечно, на такие условности летчика не заманишь. Ему надо отрабатывать свои действия до уровня рефлекса. Научишься на тренажере на кнопку давить, а в самолете она другая и немного не том месте - пока сообразишь... Так теряются секунды ценою в жизнь. Поэтому на рынке наибольшим спросом пользуются тренировочные комплексы, максимально приближенные к реальному самолету.

И все же при массе условностей тренажеры в подготовке летчиков стали незаменимым техническим средством. На них проводятся обучение и тренировка воздушных бойцов по различным видам летной и боевой подготовки. Без больших затрат еще на земле прививаются устойчивые навыки в работе с оборудованием кабины, в различных условиях полета. Наиболее дорогостоящий элемент подготовки в войсках - боевое применение. Тренировочные пуски управляемых ракет по учебным целям проводятся редко. Ведь стоимость такого полета даже в долларах выражается цифрой с пятью нулями. У зарубежных заказчиков уже давно заведено требование, что при поставке партии самолетов обходимо обеспечить ее комплексными тренажерами. РСК "МиГ" в кооперации с ЦАГИ, Центром научно-технических услуг "Динамика" и Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем разработали и поставили за границу несколько СТБП-29.

А как обстоят дела в российских Военно-воздушных силах? Кризис в оборонной промышленности конца 90-х годов привел к тому, что на вооружении находятся давно устаревшие тренажеры. Они уже практически выработали свой ресурс и не обеспечивают подготовку летного состава в полном объеме по задачам предназначения. Не секрет, что сегодня, в начале XXI века, российские летчики вынуждены проводить тренаж "пеший по-летному" с деревянными моделями самолетов в руках.

Понимая сложившиеся проблемы, РСК "МиГ" на средства, полученные от международных контрактов, провела опытно-конструкторские работы по созданию тренажера нового поколения. В его состав вошел и вспомогательный тренажер, позволяющий отрабатывать задачи взаимодействия или противодействия двух экипажей. Совместно с ВВС успешно проведены специальные испытания комплекса, показавшего отличные результаты. Забегая немного вперед, отмечу: он позволяет приобрести навыки, которые невозможно получить даже в полете. Например, никто не решится выполнять тренировку летчика на предельно малой высоте при пожаре двигателя.

При создании СТБП-29 в ЦНТУ "Динамика" выполнили довольно сложную работу по соединению кабины базовой модели истребителя, предоставленной РСК "МиГ", с компьютером. Для этого ЦАГИ, получив от корпорации всю информацию о МиГ-29, разработал математическую модель его поведения в полете. На тренажере просчитаны и учтены все технические и аэродинамические "мелочи". Нагрузки на органы управления не условные, а точно такие же, как в полете. При этом их дополняет система визуализации. Она создает вокруг кабины "картину полета" и помогает летчику не просто "дергать ручку управления", а именно выполнять условный полет. Комплекс не только учит, он показывает пилоту реакцию самолета на любое его действие.

На презентации заместитель генерального конструктора РСК "МиГ" Владимир Фролов, генеральный директор ЦНТУ "Динамика" Александр Литвиненко, заместитель начальника отделения ЦАГИ Андрей Бюшгенс, представляя свое детище, заинтересованно отнеслись к мнению приглашенных на мероприятие "Стрижей".

Подполковники Владлен Русанов, Валерий Морозов и майор Алексей Прохоров считают, что свой выходной день провели в институте не зря. Через несколько минут работы на тренажере они попросили включить его, как говорится, по полной программе. В своих оценках, выполнив полеты и воздушные бои, они выразили единое мнение: "Такой комплекс нужен летчикам как воздух. Конечно, он не заменит самолет, но достигнута максимальная реалистичность выполнения всех видов полетных заданий. Предложенный тренажер на порядок превосходит своих предшественников, требующих сложного технического обслуживания и весьма капризных в эксплуатации".

Новое изделие можно использовать непрерывно - 16 часов в сутки, а его эксплуатация рассчитана на два десятка лет. Весьма привлекательно выглядят предложения разработчиков и по дополнительному расширению возможностей СТБП-29. Один из его вариантов соответствует самолету МиГ-29СМТ. Теперь российские ВВС могут провести модернизацию легких истребителей по европейским стандартам. Одновременная поставка в строевые части МиГ-29СМТ и СТБП-29СМТ позволит на порядок сократить время и средства на освоение новой модификации.

Как сообщил помощник начальника службы по техническим средствам обучения Главного управления боевой подготовки ВС РФ полковник Андрей Сердюк, тренажер позволяет не только проводить обучение летчика, но и накапливать всю полученную информацию о его действиях. А значит, уровень подготовки каждого летчика можно не только изучить по документам, но и увидеть воочию. С использованием таких тренажеров станет возможным проводить учения высокого уровня, значительно экономя денежные средства при достижении конечного результата. Сейчас в Министерстве обороны и Военно-воздушных силах прорабатываются решения финансовых вопросов для закупки тренажеров. По заявлению начальника группы тренажеров управления боевой подготовки ВВС полковника Георгия Шапоренко, все опять зависит от денежных лимитов, выделяемых на боевую подготовку.

Больше всего военных волнует, чтобы средства на закупку комплектов СТБП-29 не взяли за счет других программ. Здесь необходимо проявить государственный подход и не перекладывать деньги с одной статьи расходов на другую. Остается надеяться, что в Минфине сидят экономисты, понимающие, что лучше сегодня изыскать средства на обучение военных летчиков, чем завтра нести неоправданные материальные и, самое главное, людские потери из-за их недоученности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка