О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Милиция будет управлять аэропортами

До 25 сентября рабочая группа, состоящая из представителей Минтранса и МВД, должна разработать предложения по изменению законодательства в сфере авиационной безопасности

До 25 сентября рабочая группа, состоящая из представителей Министерства транспорта и МВД, должна разработать предложения по изменению законодательства в сфере авиационной безопасности. Такое заявление распространила вчера пресс-служба Минтранса. Основная суть предложений - чиновники собираются внести изменения в Воздушный кодекс и разделить ответственность за обеспечение безопасности между МВД и администрацией аэропортов. Эксперты называют такие заявления по меньшей мере странными и говорят, что положительный эффект будет наблюдаться только в первое время. Кроме того, по словам экспертов, коррумпированность чиновников МВД может сослужить плохую службу в деле борьбы с терроризмом. Похоже, что "на волне" катастроф чиновники вернутся и к разговорам о необходимости содержать на борту вооруженный патруль. Приведут ли такие меры к повышению безопасности полетов, сказать сложно. Аналитики считают, что чиновники действуют слишком хаотично и по большей части "тычут пальцем в небо".

Вчера министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил на встрече с журналистами, что действия экипажей Ту-134 и Ту-154, потерпевших авиакатастрофы 24 августа, были абсолютно верными. Первый этап расследования катастроф Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) уже закончен, и хотя, по официальной версии, со стопроцентной вероятностью можно утверждать лишь, что произошло разрушение конструкций самолетов на крейсерской высоте, для всех уже очевидно: причиной катастроф стал теракт. Ясна даже картина терактов: очевидно, что две смертницы проникли в качестве пассажиров на самолеты и в заранее оговоренное время привели в действие взрывные устройства. Однако до сих пор остается без ответа вопрос, как удалось смертницам пронести взрывчатку на борт самолета. Поскольку через контрольно-пропускной пункт обе девушки прошли "официально", скорее всего, взрывчатка находилась на территории самого аэропорта. Впрочем, окончательные результаты расследования, как пообещал вчера Игорь Левитин, появятся лишь через месяц-полтора. Пока же расследования по факту обеих катастроф проходят по статье 263 Уголовного кодекса РФ - "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".

Впрочем, несмотря на то что окончательных результатов ждать еще долго, чиновники уже спешат делать громкие заявления относительно ужесточения правил контроля за безопасностью. В частности, по информации, распространенной вчера пресс-службой Минтранса, они совместно с МВД собираются инициировать поправки в раздел Воздушного кодекса, касающийся ответственности за авиационную безопасность. Сейчас, согласно Воздушному кодексу, за безопасность в аэропорту отвечает администрация аэропорта. По мнению же Игоря Левитина, ответственность необходимо разделить между сотрудниками аэропорта и МВД. Причина такого решения, по словам аналитиков, вполне ясна - вне зависимости от того, что покажут результаты расследования, ответственность за теракт лежит на "силовых" ведомствах. "Проколы "силовиков" в части борьбы с терроризмом в последнее время становятся просто вопиюще очевидными, - сказал RBC daily источник в МВД. - Попытка "повесить" на них ответственность за авиационные теракты - во многом всего лишь способ успокоить общественность. Мол, мы заставим их отвечать за случившееся". Эффективность такого решения кажется сомнительной. "Разделение ответственности за обеспечение безопасности между сотрудниками аэропорта и работниками МВД даст лишь временный положительный эффект", сказал RBC daily один из сотрудников Минтранса. "Я не думаю, что это правильное решение, - соглашается с ним вице-президент ассоциации "Аэропорт" Евгений Звонков. - Ответственность должна лежать на одной структуре, тогда будет с кого спрашивать".

Впрочем, уже сейчас в соответствии с недавно изданным распоряжением МВД и Минтранса в состав досмотровых групп в аэропортах гражданской авиации введены сотрудники органов внутренних дел на транспорте и им определены соответствующие полномочия. А до 20 сентября рабочая группа должна также переработать должностные инструкции сотрудникам безопасности и провести мероприятия по повышению технической оснащенности контрольно-пропускных пунктов. Однако, по мнению экспертов, все эти действия - не более чем "показуха", цель которой лишь одна: успокоить граждан. "От того, что на КПП будут стоять еще и сотрудники МВД, террористов меньше не станет, - уверен Евгений Звонков. - Практика показала, что отработанные годами технологии проверки и специально обученные люди действуют вполне эффективно. Усиливать контроль необходимо не на пропускных пунктах, а на территории самого аэропорта". По словам г-на Звонкова, аэропорты неоднократно обращались к МВД с просьбой помочь охранять свои огромные территории, однако всякий раз получали отказ. Что касается технической оснащенности пропускных пунктов, то специалисты также считают этот фактор не самым важным. "Самое важное - это люди, - говорит Евгений Звонков. - Необходимо строго отбирать сотрудников, пресекать факты подкупа. В этом смысле работники МВД с их огромной коррумпированностью могут только ухудшить ситуацию".

Еще одна инициатива Минтранса - принять новый закон РФ о защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Дело в том, что специального закона, регламентирующего антитеррористическую деятельность на воздушном транспорте, сегодня нет. Некоторые положения частично содержатся в Воздушном кодексе, в Уголовном кодексе, в законе "О борьбе с терроризмом". Подобный законопроект уже разработан "Аэрофлотом" и, по словам главы пресс-службы авиакомпании Ирины Даненберг, сейчас находится в Госдуме. Когда "Аэрофлот" только вышел с инициативой принятия этого законопроекта, национального перевозчика обвинили в том, что это может привести к разорению некоторых авиакомпаний. Дело в том, что данный законопроект предусматривает серьезное повышение требований к обеспечению безопасности для самих авиакомпаний. Для примера: одна лишь UTair тратит на обеспечение безопасности в подконтрольных ей аэропортах около 2 млн долл. в год. Понятно, что позволить себе такие расходы могут лишь крупные перевозчики. Непонятно пока, возьмет ли Минтранс за основу проект "Аэрофлота", но, видимо, предсказания аналитиков относительно того, что последние катастрофы станут хорошим поводом для авиационных властей вновь ужесточить правила игры на рынке авиационных перевозок и тем самым добиться сокращения числа авиакомпаний, сбываются....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка