О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сто процентов терроризма

В истории с расследованием причин гибели пассажирских лайнеров Ту-134 и Ту-154 наметился явный внутренний конфликт

В истории с расследованием причин гибели пассажирских лайнеров Ту-134 и Ту-154, вылетевших из столичного аэропорта Домодедово и почти одновременно развалившихся вечером 24 августа в воздухе над Тульской и Ростовской областями, вчера наметился явный внутренний конфликт. Непонимание в оценке собранных фактов о трагедии и их трактовке возникло между представителями ФСБ и главой созданной по поручению президента госкомиссии по расследованию ЧП министром транспорта Игорем Левитиным.

Вчера почти одновременно они сделали абсолютно противоположные комментарии о ходе расследования. Начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ (которое занимается исследованием обломков обоих самолетов) генерал-лейтенант Андрей Фетисов, специально встретившись с журналистами, ясно и четко заявил: "Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что оба самолета разбились в результате терактов. Такие результаты обнародуются только тогда, когда они носят абсолютно достоверный характер. Это юридически значимые результаты, под которыми стоит подпись эксперта". В это же время г-н Левитин, общаясь с прессой в другом месте, не менее четко дал понять, что пока комиссия не собирается делать никаких конкретных выводов о причинах гибели лайнеров. "Пока ничто не говорит о том, что на борту произошло что-то, кроме разрушения самолетов. Тяжело говорить о сроках (окончания расследования. - Ред.), но, думаем, это еще месяц-полтора до окончательных итогов комиссии".

Почему г-ну Левитину нужно еще более месяца, чтобы сделать вывод о причинах обеих катастроф, вчера осталось загадкой. Понятно, что генерал ФСБ свое заявление делал не случайно. И (иначе и быть не могло) только после ознакомления членов госкомиссии с данными экспертов. Впрочем, в спецслужбах и авиационных кругах к такому необычному поведению г-на Левитина отнеслись с пониманием. "Руководству госкомиссии просто невыгодно оглашать в качестве официальной версии катастроф спланированные действия террористов именно сейчас, когда к этой трагедии приковано всеобщее внимание у нас в стране и, главное, за рубежом, - рассказал "Времени новостей" один из экспертов. - Такое признание будет автоматически означать и признание того, что серьезный промах допустила служба безопасности аэропорта Домодедово. Соответственно, это ударит по репутации аэропорта, который заявляется как самый передовой во всей Восточной Европе, и по управляющей им компании "Ист-Лайн". А это уже вопрос политический и коммерческий. Поэтому с версией ФСБ госкомиссия, конечно, согласится, но скорее всего несколько позже - когда страсти вокруг этой истории улягутся, и такое признание будет не так сильно бить по репутации Домодедово. Впрочем, такая политика госкомиссии вряд ли оправдает надежды. Западные авиакомпании и власти других стран выводы для себя об эффективности тех или иных российских компаний делают, исходя не из докладов госкомиссий, а по собственным наблюдениям и данным".

Что касается того, как подтвердилась версия теракта, тот же генерал Фетисов вчера рассказал предельно подробно. По его словам, уже на вторые сутки поисковой операции на месте гибели Ту-154 в Ростовской области в 5 км от основных частей лайнера был найден фрагмент фюзеляжа, который имел "визуально значимые признаки взрыва". "После десятичасовой экспертизы смывов с фюзеляжа в Москве эксперты с абсолютной точностью установили, что борт был взорван, а в состав сложного взрывчатого вещества, предположительно пластита или эластита, входил гексоген", - отметил г-н Фетисов. По Ту-134, разбившемуся в Тульской области, теракт подтвердился чуть позже, поскольку обломки самолета упали в болото. "Лишь 27 августа, когда эксперты ФСБ получили возможность войти внутрь останков фюзеляжа (он глубоко ушел в землю. - Ред.), были обнаружены характерные признаки повреждения от взрывной волны кресел, столиков и другого оборудования, а также остатки взрывчатого вещества", - сказал генерал Фетисов.

Впрочем, как именно террористам удалось пронести на борт лайнеров бомбы, пока остается загадкой. Основными подозреваемыми вчера по-прежнему оставались две пассажирки из Чечни - 30-летняя Амнат Нагаева, погибшая при аварии Ту-134, и Сацита Джебирханова, летевшая на Ту-154. Точнее, женщины, зарегистрировавшиеся на злополучные рейсы под этими именами. Опознаны они условно - по "остаточному" принципу, после того, как всех других погибших пассажиров и летчиков опознали родственники. Нагаева и Джебирханова оказались единственными жертвами катастроф, о ком никто из родственников не поинтересовался ни в авиакомпаниях, ни в спецслужбах. Только в выходные выяснилось, что их родные даже не догадывались, что Амнат и Сацита могли оказаться на борту погибших самолетов. Поскольку 22 августа, за два дня до трагедии, обе эти женщины уехали в Баку за товаром - они торговали детской одеждой и школьными принадлежностями на рынке в Грозном, где спокойно жили несколько лет. Причем вчера в чеченских спецслужбах подтвердили, что последние дни активно "отрабатывали" Нагаеву и Джебирханову, но никакого компромата на них пока не нашли - они никогда не попадали под подозрение как возможные сообщницы сепаратистов и тем более как кандидатки в смертницы. В связи с этим пока спецслужбы отрабатывали несколько версий. По одной, Нагаева и Джебирханова действительно могли быть шахидками. По другой, террористы могли просто использовать их документы, чтобы отправить на самолет подготовленных смертниц. По третьей, организаторы терактов могли использовать Нагаеву и Джебирханову "в темную" - заманив под благовидным предлогом (покупки дешевого товара, к примеру, или выполнения за хорошую плату разового поручения) в Москву и передав им перед самым отлетом уже заминированные чемоданы.

Кстати, многие эксперты после анализа всех ставших известными за последние дни фактов склонялись к варианту, что бомбы на борту самолетов скорее всего находились не в салоне, а в багажном отделении, которые и у Ту-134, и у Ту-154 расположены как раз в хвостовой части. В принципе весь багаж пассажиров на внутренних авиалиниях в наших аэропортах проходит проверку на рентген-машинах, а в Домодедово, по словам оперативников, стоит самая современная аппаратура. При "просветке" чемоданов она показывает не только очертания всех вещей, но и по цветовой гамме определяет материал, из которого они сделаны. То есть взрывчатку в любых видах и формах в чемодане теоретически служба безопасности должна была отследить. Однако, по неофициальным данным, в прошлом году одна из проверок спецслужб в этом аэропорту выявила целый ряд недоработок местной охраны. В том числе и не очень внимательную работу сотрудников при контроле багажа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка