Опубликовано: 01.09.2004, 05:44
 

Воздушные извозчики терпят убытки


Крупные западные авиаперевозчики переживают если не кризис, то уж во всяком случае застой. Террористическая акция 11 сентября 2001 года против США нанесла серьезный удар по авиаперевозкам. До сих пор авиакомпании не могут оправиться от этого потрясения.

Терроризм в небе - лишь одна сторона медали. Другая - возросшая конкуренция со стороны малоизвестных "дешевых" авиакомпаний. Они предлагают клиентам действительно фантастически дешевые тарифы. Витрина туристических фирм завешена их объявлениями. Цифры действуют на потенциальных пассажиров завораживающе. Например, из Парижа в Венецию или в главный город Сицилии Палермо предлагают авиабилет за 35 евро. Ну как тут устоять! Престиж известных авиакомпаний и предлагаемый ими комфорт воздушного перелета отступают перед стоимостью билета на задний план.

Другая проблема - рост расходов на топливо, связанный с увеличением мировых цен на нефть. На летные дела влияет и состояние мировой экономики, в первую очередь в ЕС. Пока экономический рост в Европе измеряется десятыми долями процента. Многие авиакомпании оказались на грани выживания.

Последний пример банкротства - известная итальянская авиакомпания Alitalia. Эта компания, 62 процента капитала которой принадлежат итальянскому государству, запуталась в долгах. Они оказались неподъемными. Компании грозила продажа самолетов и всего ее имущества с торгов.

Правительство Италии решило было оказать Alitalia финансовую помощь. Однако в Риме как-то подзабыли, что в Европейском союзе действует, и весьма жестко, антимонопольное законодательство. Во имя утверждения свободной конкуренции оно исключает государственную помощь даже компании, полным или частичным собственником которой является соответствующее государство.

Единственное, что государство смогло сделать, так это заручиться согласием ряда банков предоставить Alitalia кредиты на общих основаниях.

Со своей стороны профсоюзы решительно отвергли план руководства компании по выходу из кризиса за счет сотрудников Alitalia. Властям пришлось срочно менять одного за другим двух генеральных директоров Alitalia, пока третий - им стал опытный менеджер 64-летний Джанкарло Чимоли - не разработал антикризисный план, с которым согласились профсоюзы. Этот план предполагает сокращение расходов итальянской авиакомпании на 880 млн. евро.

Цель плана - значительное снижение производственных издержек, которым, судя по всему, прежнее руководство компании уделяло минимальное внимание. Во-первых, предполагается продать часть пакета акций Alitalia стоимостью от 1,5 до 1,8 миллиарда евро. Во-вторых, компания рассчитывает сэкономить 205 млн. евро на пересмотре ранее заключенных контрактов с туристическими компаниями-посредниками, в частности будут уменьшены размеры комиссионных, и 363 млн. евро благодаря изменению маршрута полетов авиалайнеров. Так, предполагается закрытие нерентабельных маршрутов и открытие новых, сулящих прибыль.

Другие западные компании пытаются решить свои финансовые трудности путем слияния. Этим путем пошли французская Air France, которая является крупнейшей авиакомпанией в Европе, и голландская KLM. Если все пойдет, как задумано, слияние приведет к появлению на авиационном рынке одной из крупнейших в мире авиакомпаний. Она займет третье место в мире по пассажирским перевозкам сразу после американских гигантов United Airlines и American Airlines и первое по доходам, опередив по этому последнему показателю японскую Japan Airlines.

В данном случае речь идет об объединении двух компаний, которые не выступают на рынке как конкуренты. Сети их маршрутов дополняют одна другую. Однако насколько окажется эффективным объединение - покажет практика. Нередко из объединения авиакомпаний ничего не получается, и они вынуждены "разводиться". Любопытно, что Air France пошла на объединение десять лет спустя после "дефолта", преодолеть который помогла экстренная помощь французского правительства. Тогда государственные вливания превысили 10 миллиардов франков (примерно 3 миллиарда евро).

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 1 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Air France, American Airlines (в процессе тестирования)