О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Звездный час палубной авиации

Десять лет назад строевые летчики Северного флота выполнили свои первые самостоятельные посадки на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов"

Десять лет назад строевые летчики Северного флота выполнили свои первые самостоятельные посадки на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". С этого момента корабль обрел полное право именоваться авианосцем.

Помню, меня, военного журналиста, привыкшего строго следовать официально установленной терминологии, поразили слова командира "Кузнецова" капитана 1 ранга Ивана Санько, отрекомендовавшегося при нашем знакомстве: "Командир авианосца..." (Так, если не изменяет память, было написано на табличке при входе в командирскую каюту при Санько и затем при Александре Челпанове). "Какой еще авианосец, ведь это ТАВКР - тяжелый авианесущий крейсер?.." - промелькнуло в голове.

Формально - да, ТАВКР, если строго следовать букве директив, приказов, спецификаций и т.п., но фактически - первый российский авианосец. Таковым он стал именно после летне-осенней кампании 1994 года, поставившей "на крыло" первую десятку строевых летчиков: Иван Бохонко, Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Андрей Абрамов. Десятый, а на самом деле первый в неофициальной табели о рангах российских палубных летчиков - командир смешанной авиационной дивизии Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Эту группу так и называли: "Тимур и его команда". Между собой. А в печати употреблялось другое наименование: "лидерная группа".

Программа освоения самолета Су-27К (Су-33), методика подготовки корабельных летчиков к выполнению учебно-боевых задач с корабля разрабатывались при непосредственном участии Тимура Апакидзе. Большую помощь оказали испытатели ОКБ "Сухого" и ГЛИЦ ВВС Виктор Пугачев, Сергей Мельников, Александр Раевский, Николай Диордица. Командование ВМФ, как сообщала тогда "Красная звезда", давало "зеленую улицу" полетам группы. Было заключено международное соглашение с Украиной об использовании специального тренажерного комплекса НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Здесь летчики корабельного истребительного авиаполка СФ провели более месяца. За этот период ими выполнено 1.650 проходов над блоком, 696 - с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлета с трамплина.

Тот памятный августовский день выдался солнечным и теплым. На корабль, бороздивший море в районе Кильдин-Териберка, прибыли командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Владимир Дейнека, его первый заместитель генерал-лейтенант Николай Рогов, командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, командующий ВВС СФ генерал-майор Николай Мордовалов. Здесь же находился шеф-пилот ОКБ "Сухого" Виктор Пугачев.

"Внимание на верхней палубе! Посадка с "зацепом"!" - грянула корабельная трансляция. Это как напоминание о мерах безопасности - случается, правда, редко, что тросы аэрофинишера рвутся. Но народ, хоронясь за вьюшками, стоящими на технической площадке самолетами и буксировщиками, все равно поглядывает за корму. Над водой отчетливо виден самолет с выпущенным гаком и горящими огнями. Раздается свист, затем грохот турбин. Есть зацеп! Машина, "пойманная" стальной нитью аэрофинишера, слегка откатывается назад.

На Су-25УТГ выполнил посадку полковник Тимур Апакидзе с очередным подопечным, которому через некоторое время самостоятельно садиться на палубу. Свою первую посадку Тимур Автандилович совершил несколькими годами раньше, когда в группе испытателей ОКБ "Сухого" облетывал новые Су-27К. Но тогда это была посадка скорее испытателя, нежели строевого военного летчика.

…Спустя несколько минут первая самостоятельная посадка его подчиненного! Игорь Кожин, спустившись по стремянке, попадает в объятия товарищей. "Качнув" героя, как водится, его слегка "приложили" о гак самолета, чтоб никогда не подводила машина летчика. Откуда-то появляется скромный букет цветов. И уже с цветами в руках Игорь напряженно следит за действиями своего сослуживца Виктора Дубового. Все повторяется: зацеп, заруливание, доклад, крепкие руки товарищей, подбрасывающие "именинника" в воздух... Затем фотографирование на память, интервью телевизионщикам. В тот день съемку вело только Российское телевидение, программа "Вести", корреспондент Андрей Филиппов и оператор Юрий Ручкин.

Улеглись эмоции, однако, рано. Вновь подняты тросы аэрофинишера. Третий летчик полка, Константин Кочкарев, досрочно завершает свою личную программу подготовки к самостоятельным полетам и столь же красиво, как его сослуживцы, сажает машину на палубу. И это лишнее подтверждение тому, что выбранная методика абсолютно работоспособна и обеспечивает планомерную подготовку строевых летчиков к полетам с палубы корабля. С этого дня у "Адмирала Кузнецова", до сего представлявшего собой по сути "сырой" корабль, началась новая история.

И здесь требуется уточнение. В многочисленных публикациях сообщается, что первые посадки строевых летчиков выполнены 31 августа. На самом деле событие произошло чуть раньше, а именно 26 августа. Сейчас можно только догадываться, почему так получилось. Видимо, это ошибка журналистов. Десять лет назад, когда об Интернете в России только мечтали, информация распространялась не так быстро. И дату определили... по выходу в свет сюжета в программе "Вести". Впрочем, наверное, это и не столь важно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка