О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлоту" создали государственного конкурента

Президент Владимир Путин подписал указ о слиянии авиакомпаний "Россия" и "Пулково". Механизм объединения будет описан в специальном постановлении правительства

Вчера стало известно, что президент Владимир Путин подписал указ о слиянии авиакомпаний "Россия" и "Пулково". Механизм объединения будет описан в специальном постановлении правительства, однако очевидно, что "Пулково" будет разделено на аэропорт и авиакомпанию. По оценкам участников рынка, только на издержках из-за раздела госпредприятие потеряет 20% выручки, составляющей сейчас 1, 5 млрд руб. Зато в России появится государственный перевозчик, который по численности авиапарка займет второе место после "Аэрофлота".

ФГУАП "Пулково" состоит из аэропортового комплекса, обслужившего в 2003 году 3, 7 млн пассажиров, и авиакомпании, занимающей по объемам перевозок по итогам прошлого года третье место. Авиакомпания перевезла 2.4 млн человек. Выручка "Пулково" в 2003 году составила около 1.5 млрд руб. Парк состоит из 19 Ту-154М, 10 Ту-154Б, 10 Ту-134 и 7 Ил-86.

Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" образована в начале 90-х годов на базе 235-го летного отряда "Аэрофлота", занимавшегося перевозкой высокопоставленных чиновников.


В последние несколько лет помимо основной деятельности занимается коммерческими перевозками. В частности, 11 самолетов (Як-40, Ил-62, Ту-214, Ту-134, Ту-154, всего в парке 41 самолет) и экипажи "России" задействованы в летной программе "Аэрофлота", на которой ГТК в этом году планирует заработать $16 млн.

По словам Николая Шипиля, главы Федерального агентства воздушного транспорта, до весны этого года руководившего ГТК "Россия", первая неудачная попытка объединения "России" и "Пулково" была предпринята в 2000 году, когда бюджетная ГТК испытывала серьезные финансовые трудности, а налет составлял 8-12 часов на экипаж при норме 35 часов на одного пилота.

Вторая попытка относится к осени 2003 года. В сентябре тогдашний гендиректор "Пулково" Борис Демченко подготовил и отправил технико-экономическое обоснование объединения в управление делами президента, которое ведает работой ГТК. Однако ТЭО было отклонено.

Наконец, в декабре прошлого года правительство представило президенту программу объединения активов "Пулково" и ГТК "Россия". Из-за административной реформы обсуждение и принятие этого документа затянулось. Охладели к нему и сами перевозчики. На пресс-конференции 12 августа господин Шипиль сообщил, что финансовое состояние обе их компаний стабильно и в объединении нет необходимости. "ГТК со следующего года будет одной из самых обеспеченных. Ей новая программа (перевозки совместно с "Аэрофлотом". - "Ъ") в этом году даст дополнительно $16 млн. "Пулково" - $25 млн с аэропортом. Я вам дал цифры, а вы сами сделайте вывод", - сказал он.

Однако 24 августа президент все-таки подписал указ об объединении компаний. В обеих компаниях существование документа подтвердили. В ГТК "Россия" "Ъ" сообщили, что в указе сказано только о факте объединения, но ничего не говорится о схеме. "Мы будем ждать постановления правительства на эту тему", - сказала "Ъ" пресс-секретарь "России" Мария Ерохова. В декабрьском варианте объединения речь шла о безвозмездной передаче большей части имущественного комплекса ГТК на баланс питерского перевозчика (при этом в отдельное предприятие выделялся и аэропорт Пулково) и выделении из состава "России" авиаотряда N 1, который будет заниматься исключительно перевозками президента и премьер-министра.

Как сообщил вчера "Ъ" и. о. гендиректора "России" Андрей Тюрин, "только разделение "Пулково" на две составляющие, если оно будет, займет не менее семи месяцев". Опрошенные "Ъ" участники рынка считают, что лоббистов слияния "Пулково" и ГТК интересует в первую очередь не новый перевозчик (только по количеству самолетов новая компания займет второе после "Аэрофлота" место), а аэропорт, поскольку его бизнес более рентабелен. Источник "Ъ", близкий к администрации Санкт-Петербурга, напомнил, что в апреле директором производственного комплекса "Пулково" был назначен сын нынешнего главы ФСО Евгения Мурова Андрей. Это значит, что после выделения аэропортового комплекса Пулково в отдельный ФГУП и до возможного акционирования господин Муров становится единоличным начальником аэропорта Пулково, независимым от главы авиакомпании. В самом же "Пулково" уже подсчитали, что если аэропорт и компания будут обслуживаться отдельно друг от друга, компания может потерять только на трансакционных издержках 20% выручки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка