О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" не хочет продаваться по дешевке

Акционеры "Аэрофлота" хотят срочно сменить руководство компании и объединить ее с другими авиаперевозчиками. НРК тревожит предстоящая приватизация

Акционеры ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" хотят срочно сменить руководство компании и объединить ее с другими авиаперевозчиками. Национальную резервную корпорацию (НРК), которая владеет блокирующим пакетом акций "Аэрофлота" (30%), тревожит предстоящая приватизация (госпакет составляет 51% акций), которая стала возможна, так как авиакомпания исключена из списка стратегических предприятий, не подлежащих приватизации.

Не устраивает акционеров и нынешний уровень капитализации компании, который составляет 1 млрд. долл. НРК получила свою долю за 145 млн. долл., не зная о судебных претензиях к авиакомпании почти на 50 млн. долл. Теперь держатели акций не возражают против распродажи госпакета, однако считают, что это должно произойти только после того, как "Аэрофлот" наплодит "дочек" в регионах и странах СНГ. Естественно, процесс поглощения региональных авиакомпаний займет какое-то время, а посему "Аэрофлоту" пока крайне невыгоден "выплеск" на рынок государственных акций. Крупный авиаперевозчик желает сохранить контроль над активами и ведет переговоры с регионами, подробности которых пока не разглашаются. Известно лишь, что среди кандидатов на участие в симбиозе есть в том числе и украинская авиакомпания и что основное руководство перейдет в руки управленцев из Кремля. "Мы надеемся, что по итогам внеочередного собрания акционеров в октябре совет директоров возглавит представитель администрации президента", - заявил бывший президент НРК, президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев.

Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов подтвердил информацию о планах расширения: "Нам интересны Волжский и Самарский регионы, так как авиакомпания уже достаточно сильно представлена в Южном, Северном и Сибирском регионах. Приобретение региональных перевозчиков позволит "Аэрофлоту" обеспечить рост пассажиропотока к 2010 году до 15 миллионов человек, тогда как в 2003 году мы перевезли 6,84 миллиона человек. Кроме того, "Аэрофлот" намерен приобрести ряд авиакомпаний и в странах СНГ".

В сложившейся ситуации стратегически опасен для судьбы авиарынка России и конфликт между акционерами, в частности, Лебедевым и Окуловым. Их разногласия в последнее время приобретают все более публичный и политический оттенок.

Так, в интервью "НГ" Александр Лебедев заявил, что, по его мнению, "в деле слияния авиакомпаний много политики". Он предложил использовать при реформировании крупной госструктуры модель недавнего слияния французской и голландской авиакомпаний. "Акционеры вносят акции, оговариваются переходные процедуры, и на это время за ними сохраняется статус национальных перевозчиков и бренды, после чего все переходят на единую акцию. Здесь интересны юридические меры защиты прав меньшего акционера. Таким образом голландская компания, будучи в 5 раз меньшей, получила равноправие", - рассказал Александр Лебедев. Объединение авиакомпаний разных государств в корне изменит и существующие правила авиаперевозок. "Но частные и государственные акционеры вполне могут сотрудничать", - разрешил Александр Лебедев.

С тем, что объединения авиакомпаний неизбежны, согласился и аналитик компании "Тройка Диалог" Сергей Донской: "Вопрос только, с кем и на каких условиях. Конечно, явное влияние на процесс окажет государство. Что касается НРК, то корпорация - миноритарный акционер и ее возможности влиять на процесс укрупнения ограничены. Возможно, Александр Лебедев знает что-то такое, что позволяет ему забегать вперед, высказываясь о будущем "Аэрофлота". НРК, разумеется, укрупнение "Аэрофлота" интересно, поскольку для них это портфельные инвестиции. Повышение капитализации "Аэрофлота" напрямую связано с доходами НРК. И если они найдут "Аэрофлоту" партнеров, то согласовывать это придется в первую очередь с государством как основным акционером и с самими менеджерами. К тому же неизвестно, насколько "Аэрофлоту" интересно участие НРК в этом процессе. А если говорить об интересах государства, то вряд ли можно расценивать государственную авиакомпанию как имеющую больший стратегический актив, чем нефтяные компании".

В свою очередь, Александр Лебедев заверил, что "постарается убедить всех участников переговоров в полезности идеи объединения "Аэрофлота" по-голландски.

Планы планами, однако последнее слово все равно скорее всего останется за "Аэрофлотом". Кстати, в авиакомпании "НГ" сообщили, что расширение компании будет происходить "исходя из экономической эффективности", постепенно, путем создания "дочек" в регионах, как это произошло с компаниями "Аэрофлот Норд" и "Аэрофлот Дон", "а не по капризу Лебедева". Нелестные высказывания Лебедева о менеджменте авиакомпании Окулов охарактеризовал как "немотивированную и спровоцированную претензию, наскок, наезд". Хотя сам он тоже считает распродажу госпакета несвоевременной. Но слово остается за правительством - судьба государственных акций "Аэрофлота" будет решаться 1 октября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка