О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Террористов будут ловить на взлете

В ноябре комитет Госдумы по безопасности собирается внести в парламент законопроект, который позволит снимать с авиарейсов граждан, вызвавших подозрение у правоохранительных органов

В ноябре этого года комитет Госдумы по безопасности собирается внести в парламент законопроект, который позволит снимать с авиарейсов граждан, вызвавших подозрение у правоохранительных органов, а также их багаж. Об этом сообщил председатель комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев. На фоне событий последних двух недель возник целый шквал подобных отчаянных инициатив со стороны госчиновников. Сотрудники различных министерств и ведомств без устали делают заявления то о передаче функций обеспечения безопасности в аэропортах сотрудникам МВД, то о возобновлении практики вооруженной охраны на бортах. Однако, по мнению независимых экспертов, все эти мероприятия хаотичны и их положительное действие будет носить лишь кратковременный характер. "Все это очень сильно смахивает на истерику, а истерика возникает в ситуации, когда власти не знают, что делать", -прокомментировал RBC daily ситуацию источник в правительстве. Чтобы решить проблему безопасности, необходимо разработать комплекс системных мер, которые бы учитывали и передовой зарубежный опыт борьбы с терроризмом, считают специалисты. Так, партнерство "Безопасность полетов" подготовило письмо президенту, в котором выражает недоумение тем фактом, что при разработке концепции по повышению безопасности (которую сейчас в срочном порядке пишет специальная рабочая группа Минтранса и МВД) не привлекаются общественные организации и не используется мировой опыт.

Произошедшие в последние две недели серии терактов, в том числе и взрывы двух самолетов, Ту-134 и Ту-154, спровоцировали целый шквал разнообразных заявлений госчиновников, связанных с темой повышения безопасности. Два дня назад министр транспорта Игорь Левитин заявил, что, вероятно, в скором времени ответственность за соблюдение мер безопасности в аэропортах будет передана в руки сотрудников МВД. Вернулись чиновники и к обсуждению темы вооруженного сопровождения на борту на особо опасных рейсах. На днях очередную радикальную идею высказал Владимир Васильев: по его словам, уже в ноябре этого года в Госдуму поступит законопроект, согласно которому можно будет снимать с рейсов "подозрительных лиц". Ни критерии "подозрительности", ни механизм осуществления такого отбора пока не понятны. Впрочем, даже без наличия подобного законодательного акта есть случаи, когда авиакомпании снимают пассажиров с рейсов, руководствуясь, как правило, информацией о месте их рождения. Так, в апреле этого года в аэропорту Домодедово была снята с рейса девушка, летевшая на Сицилию. Туристку, уже прошедшую регистрацию и получившую отметку в паспорте, за полчаса до вылета просто не пустили на посадку, мотивировав это поздним прибытием на регистрацию. Суть проблемы была куда проще: гражданка родилась в городе Грозном. Аналогичная ситуация произошла в этот понедельник, когда рейс авиакомпании "КрасЭйр" Шарм-эль-Шейх - Москва был задержан более чем на два часа, из-за того что пассажиры и экипаж самолета Ту-154 отказались взлетать, пока борт не покинут две чеченки. Беспокойство пассажиров и экипажа вызвало то, что женщины перед взлетом заперлись в туалете самолета. Женщины были высажены из самолета, лишь после этого экипаж согласился выполнять рейс.

Впрочем, пока подобные действия авиакомпаний явно нелегитимны, а законопроект думского комитета по безопасности всего лишь предлагает перевести такой "отбор" в русло закона. Впрочем, как пояснил RBC daily заместитель комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков, пока все эти предложения не оформлены в виде конкретных законопроектов. "Надеюсь, что к началу следующей недели уже появятся первые предложения рабочей группы, - сказал он. - Вероятно, будут вноситься корректировки в Воздушный кодекс, а также в закон "О милиции", с тем чтобы обязать милиционеров участвовать в досмотре. Вероятно, что и предложения относительно возможности снимать пассажиров с рейсов также найдут отражение в этом проекте". Правда, для некоторых авиакомпаний подобные предложения отнюдь не являются новостью. Как рассказал RBC daily пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал, в авиакомпании уже несколько лет действует система предварительной проверки пассажиров, так называемый "профайлинг". "Эта система была разработана в Израиле и очень успешно применяется там уже многие годы для предотвращения воздушного терроризма, - говорит Сергей Быхал. - Суть ее в том, что специально обученные сотрудники, перед тем как пассажиры проходят регистрацию, проверяют их документы, а также задают разработанные по особой системе вопросы, которые помогают отсеять подозрительных пассажиров. Например, тех, кто летит по поддельным или неверно оформленным документам или чья цель поездки не соответствует заявленной. Предположим, человек говорит, что летит в какую-то страну как турист, но при этом у него нет ни туристической путевки, ни обратного билета, и он даже не знает названия турфирмы, которая организует его поездку. Эта система позволяет нам избегать штрафов, которые должны платить авиакомпании за доставку нелегальных эмигрантов в другие страны, и тем самым экономить до 1 млн долл. в год". В свете последних событий, по словам г-на Быхала, общее число сотрудников авиакомпании, осуществляющих профайлинг, будет увеличено.

Впрочем, по мнению специалистов, пока все предпринимаемые чиновниками действия слишком разрозненны и бессистемны. На данный момент совместная рабочая группа, состоящая из сотрудников Минтранса и МВД, "бьется" над предложениями по изменению законодательства в сфере авиационной безопасности, которые она должна представить до 25 сентября. Между тем некоторые общественные организации недоумевают, почему к работе над такими важными для страны документами не привлекаются сторонние специалисты и почему работа над столь масштабной концепцией ведется в такие крайне сжатые сроки. Так, в распоряжении RBC daily оказался проект письма президенту, который подготовило партнерство "Безопасность полетов". В письме, в частности, указывается, что "когда США впервые столкнулись с террористическим нападением на американский самолет, то правительство США расценило это событие как нападение на государство. В 1996 г. президент США утвердил Комитет Белого дома по авиационной безопасности, в который вошли независимые представители, не состоящие на государственной службе, в прошлом работники различных министерств и ведомств". Интересно, что каждый член комитета назначался непосредственно президентом США. Перед комитетом были поставлены вполне конкретные задачи, и лишь через 45 дней комитет представил первоначальный отчет президенту, в котором помимо анализа содержались двадцать рекомендаций по повышению безопасности. Уже в октябре 1996 г. по просьбе президента США Конгресс выделил более 400 млн долл. на реализацию рекомендаций комитета.

В России же, по мнению представителей партнерства, меры по повышению безопасности пока крайне бессистемны и хаотичны. Притом что наша страна находится лишь на первоначальной стадии борьбы с такой проблемой, как терроризм. "В то время как США и Европа уже вовсю разрабатывают технологии пресечения возможности использования химического и бактериологического оружия на борту, мы об этом еще даже и не задумываемся", - сказал RBC daily один из членов партнерства. Еще один серьезный пробел в решении задач повышения безопасности - недостаточное внимание к уже имеющемуся мировому опыту по данной проблеме. "У нас нет времени заново изобретать велосипед, над страной нависла угроза, и, чтобы решить проблему быстро и эффективно, нужно использовать все имеющиеся ресурсы, весь наработанный опыт", - говорит представитель Минтранса. "Почему Россия до сих пор ни разу не проводила у себя мировой форум по безопасности полетов? - недоумевает вице-президент партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков. - Эти форумы проходят под эгидой Всемирного фонда безопасности полетов, и в этом году в Китае состоится уже пятьдесят седьмой по счету форум"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка