Опубликовано: 03.09.2004, 12:57
 

Формула счастья "палубного" летчика


Приехав на аэродром Североморска-3 к "летному" домику, я понял: здесь не до меня. В корабельном истребительном авиационном полку ВВС Северного флота шли полеты. И не просто опостылевшие за минувшие четыре года "взлет, полет по кругу (в лучшем случае - над морем) и посадка". А самые настоящие полеты в море на тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Из уазика, подрулившего к крыльцу "летного" домика, вылезли облаченные в оранжевые МСК (морские спасательные костюмы) начальник ВВС и ПВО ВМФ России генерал-лейтенант Юрий Антипов и командир корабельного полка полковник Сергей Рассказов. Среди летчиков пронесся вздох облегчения. Краем уха услышал: "Все, командир восстановился в полетах на корабль… Дубовой тоже сел на палубу…" Полковник Рассказов, к которому я устремился сразу же, посетовал, что времени в обрез, а полетная смена завершится лишь поздно вечером, и поэтому предложил:

- Давай, если можно, коротко. Видишь, какие ныне дела: палубу авианосца опробовали.

- Вообще-то хотел о командировке полка в Крым на "НИУТКА" написать, - начал я. - Да стоит ли сейчас вообще вспоминать о Саки?

- Не только стоит, - поправил меня Сергей Геннадьевич, - но и необходимо. Не было бы в этом году "НИУТКА" - сомневаюсь, что были бы сегодняшние посадки. Крымский трамплин - это первый и достаточно важный шаг в освоении корабельной палубы…

…Команду на перелет в Саки на тренажер "НИУТКА" (наземный имитирующий учебный тренажер корабельной авиации), в летной среде - "НИУТКА", ожидали с 28 мая. Но конкретная дата вылета оставалась размытой: вроде бы возникли проблемы с пересечением российскими боевыми самолетами Госграницы. И вот спустя две недели томительных терзаний - не вышло бы, как в прошлом году, когда "палубников" на полпути развернули обратно в Заполярье, - наконец-то в полк пришло долгожданное "добро". Истребители сразу же взяли курс на Саки: семь Су-33 - через псковский Остров, а четверка Су-25УТГ - вначале на Кипелово, затем посадка в Борисоглебске и далее уже - в Крым.

Задач перед "палубниками" стояло несколько, но в первую очередь, - восстановить летчиков, подготовленных к полетам с корабля. Поэтому в полку сформировали три группы: основная - лидирующая, состоявшая из восьми летчиков, вторая группа - это шесть человек, которые уже неоднократно проходили подготовку на "НИУТКА", однако по различным причинам на корабль еще не садились. Третью группу сформировали из наиболее подготовленного, так сказать, "молодого" летного состава.

В лидирующую полковую группу вошли командир полка полковник Сергей Рассказов, его замы и командиры эскадрилий подполковники Игорь Матковский, Сергей Устюхин, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Николай Дериглазов, Юрий Корнеев и Павел Прядко. Также в когорте лидеров в Крым полетели представители штабов авиации Северного флота и ВМФ полковники Виктор Дубовой и Мечислав Савицкий.

Командировка длилась полтора месяца. За это время "палубники" выполнили порядка двадцати летных смен. В целом по лимиту топлива особых ограничений не было. Однако не подфартило с нужным ветром, который для полетов с "НИУТКА" всегда должен быть встречным. А тут то штиль вообще, то после двух-трех часов с "полетного" направления (с суши на море) ветер вдруг перекладывал "курс" на 180 градусов, то есть дул с моря на сушу…

Лидирующая группа восстановилась быстро, хватило порядка двух-трех летных смен, так как на "НИУТКА" заполярные асы прилетели с уже солидным подготовительным "багажом". Далее уже шло, образно говоря, набитие рук: тренировочные, тренировочные и еще раз тренировочные полеты с трамплина. Также и с аэрофинишером: лишний зацеп на нем никогда лишним не будет.

На сегодня восемнадцать строевых летчиков-"палубников" готовы к посадке на корабль. Кроме этого, лидирующая группа выполнила в Саки ночные полеты. Что же касается сложных метеоусловий, то хуже, чем на Севере, их уже не придумаешь. Так что этим видом полетов летчики-"палубники" подковываются с первых авиационных шагов прямо на родном аэродроме в Североморске-3.

В Саки подготовили также на зацеп на аэрофинишере майора Владимира Кокурина, замкомэска. Вначале эту программу молодой летчик прошел на Су-25УТГ. А затем сделал первый свой зацеп самостоятельно и на Су-33.

Успешно освоили первый этап летной программы посадки на авианосец на Су-25УТГ майор Игорь Митрощенко и капитан Сергей Лучников: совершили по пять проходов над блоком, по пять касаний на нем же и по пять тренировочных зацепов на аэрофинишере. А дальше - это уже профессиональное совершенствование. Словом, можно сказать, что молодежь "палубного" полка в Саки "встала на крыло". О чем засвидетельствовало традиционное вручение им крымских арбузов. Правда, боялись, что к этому знаменательному моменту арбузы еще не вызреют.

- Так что в этом году Саки прошли великолепно, - говорит Герой России полковник Виктор Дубовой. - Конечно, чуть-чуть до плана все же не дотянули: не было нужных ветров. Поэтому приходилось работать, как говорится, "мелкими перебежками". Но основную задачу выполнили: восстановили "лидеров", подготовили молодежь.

Ну а на мой вопрос, что же сегодня произошло в полку, Виктор Викторович, не остывший еще в эмоциях после долгожданной посадки на палубу "Кузнецова", с улыбкой ответил:

- Сегодня после длительного перерыва была первая летная смена на корабле: строевые летчики, "первые пташки" из полка, самостоятельно выполнили зацепы на "Кузнецове" и совершили взлет с его палубы на самолетах Су-25УТГ. Наверное, это самое знаковое событие за последние четыре года. Настроение отличное, даже по-мальчишески задорное. Все летчики КИАП прямо-таки жаждут уйти на боевую службу на авианосце.

Так какова же "формула счастья" летчика-"палубника"? По словам Виктора Викторовича, его счастье как профессионального истребителя заключается в том, чтобы наконец-то "срослись" в единый организм две "половинки": полк истребительной палубной авиации и авианесущий корабль, профессиональная выучка летчиков и моряков и техническая готовность авианосца. И надо, чтобы авиакрыло постоянно находилось на корабле: самолеты взмывали бы в небо над океаном, а только менялись летчики. "Когда цикл боевой учебы непрерывен, - считает полковник Дубовой, - вероятно, это и есть настоящее счастье "палубного" летчика".

Оценку свершившемуся событию в корабельном истребительном авиационном полку ВВС Северного флота высказал и генерал-лейтенант Юрий Антипов, начальник ВВС и ПВО ВМФ:

- По моему мнению, летный и инженерно-технический составы полка, а также группа руководства полетами, которая принимает "палубников" непосредственно на корабле, достаточно подготовлены. Летчики по прошествии четырех лет вновь успешно освоили программу посадок на палубу авианосца. Об этом говорит уверенность, с которой строевые "палубники" совершили первые посадки на "Кузнецов".

Поэтому, согласился Юрий Дмитриевич, сегодня знаковый день для всей морской авиации ВМФ: костяк "палубного" полка, если можно так выразиться, "зацепился": полковники Виктор Дубовой и Сергей Рассказов, подполковники Сергей Устюхин, Павел Подгузов, Павел Прядко, Евгений Кузнецов и Николай Дериглазов отработали здорово.

- Нам еще повезло с погодой, - говорит генерал-лейтенант Антипов, - были идеальные условия для обучения. Небо, как говорится, "миллион на миллион": с дальности в пятьдесят километров "Кузнецов" виден как на ладони…

…Уезжал я с аэродрома, когда летная смена уже завершилась и "палубники" собрались в учебном классе фактически для разбора полетов. Думаю, что сказать им друг другу нужно многое, тем более что завтра истребителям вновь предстояло взмывать в небо навстречу со своей давешней мечтой: стальной палубой тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Единственно, уже прощаясь со мной, полковник Сергей Рассказов попросил не забыть в материале о людях, благодаря которым строевые летчики Северного флота восстанавливаются в полетах на корабль. Речь идет об испытателях, асах отечественной авиации. Из них сейчас вместе с заполярными "палубниками" взмывают ввысь полковники Александр Раевский, Вячеслав Петруша и Олег Мутовин, полковник запаса Николай Диордица и подполковник Олег Спичка. Это они первыми восстановили воздушный "мост" между взлеткой заполярного аэродрома и палубой авианесущего крейсера и доказали, что формула счастья корабельного летчика реально существует.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 3 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-33, Капитан, Кузнецов (в процессе тестирования)