О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы уже практически развалили авиапром

Если бы не поставки на экспорт, то и при нынешнем оборонном бюджете-2005 авиастроители давно почили бы в бозе

Почему в России нет корпораций, сравнимых по мощи с "Боингом" или "Эрбас", удивляться не приходится. Если в Америке корпоративные торжества авиастроителей не ленится посещать сам глава государства, то на состоявшемся в Луховицах празднике Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" не было даже замечено ни одного высокопоставленного представителя ВВС РФ. Зато за пируэтами крылатых машин с восхищением следили многочисленные гости из-за рубежа, среди которых несколько министров обороны. Если бы не поставки на экспорт, то, как рассказал "Родной газете" гендиректор РСК "МиГ" Валерий Торянин, и при нынешнем "рекордном" оборонном бюджете-2005 авиастроители давно почили бы в бозе.

-Валерий Анатольевич, президент Владимир Путин оставил РСК "МиГ" в списке стратегически значимых предприятий. Таким образом, корпорация не будет приватизироваться. Это плохо или хорошо для компании?

-Мы это только приветствуем. Не секрет, были попытки под предлогом приватизации обанкротить корпорацию. Дело в том, что земля, на которой расположен наш производственный комплекс в районе станции метро "Динамо", стоит около 10 млрд. долларов. Кое-кто очень хотел бы корпорацию прикрыть, а землю под ней распродать. Теперь этому положен конец. Но если государство все-таки примет решение о нашем акционировании, то к этому времени необходимо увеличить капитализацию РСК "МиГ" и тем самым обеспечить его же интересы. Более того, мы считаем, что как государственное унитарное предприятие корпорация может эффективно работать. Почему государство не может быть эффективным собственником, тем более что к 2007 году именно РСК "МиГ" может стать основным поставщиком отечественной военной авиационной техники за рубеж?

-РСК "МиГ" действительно хочет обогнать нынешнего фаворита рынка боевой авиатехники -АКХ "Сухой"?

-Проведенный нами анализ дает основания полагать, что в период 2004-2010 гг. РСК "МиГ" может реализовать на рынке около 400 самолетов только семейства МиГ-29. Через 5-7 лет наша корпорация действительно станет основным российским экспортером военной авиационной техники. Это подтвердил недавно и генеральный директор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, сказав, что будущее за самолетами марки МиГ. Рассчитываем на стабильную загрузку производства и увеличение годового объема экспорта до 600-800 млн. долларов.

-Как вы относитесь к идее создания единой самолетостроительной корпорации?

-Мое мнение однозначно отрицательное. Мы просто развалим все, что у нас осталось. Я, допустим, могу согласиться с инициатором этой идеи Александром Лебедевым, который высказал предположение собрать оставшиеся осколки разработчиков и производителей. Но надо помнить, что мы нескончаемыми перестройками уже практически развалили авиапром. Осталось немного. В военном авиастроении это только корпорация "МиГ" и АКХ "Сухой".

-Планируется объединение РСК "МиГ" с АКХ "Сухой"?

-Механически все объединив, мы только загубим интеллектуальный потенциал корпорации "МиГ". Если рассматривать два самолета -МиГ и Су, то каждый из них имеет свою нишу. Каждое КБ имеет свою историю, свой опыт, свои традиции. МиГ -это легкий истребитель, в котором сочетается много несочетаемых вещей: самолет должен летать и далеко, и высоко, иметь большую полезную нагрузку. Решить все это сегодня в условиях развития нашей промышленности очень тяжело. Поэтому у нас работают конструкторы-ювелиры. На фирме "Сухой" другие требования, другие возможности. Корпорацию "МиГ", имеющую уникальный опыт, ни в коем случае нельзя ни с кем ни сливать, ни объединять. В противном случае все это будет утеряно. Понятно, что кое у кого присутствует желание объединить все в кучу, этим поуправлять, наложить руку на финансовые средства. Это обычный передел собственности.

-Как вы относитесь к возможности пустить в военное авиастроение иностранных инвесторов?

-Все будет зависеть от того, на каких условиях захотят прийти иностранные инвесторы. Если на тех, которые сейчас закладываются в законопроекты, то, я считаю, этого категорически делать нельзя. Мы и так многое раздали и развалили. Отдали свои уникальные технологии, сегодня этим пользуются, например, Индия и Китай, которые скоро смогут даже составить нам конкуренцию. Речь идет об уникальных разработках, которые накапливались десятилетиями, а они в некоторых случаях ушли буквально за копейки. Поэтому мы сейчас должны оглядеться и осмотреться, что можно отдавать, что нет. Потому что на сегодняшний день Индия и Китай уже становятся достаточно развитыми авиационными державами, для которых наши самолеты скоро не будут представлять интереса. Эти страны купили лицензии, они производят наши самолеты. То есть в ближайшие 10-15 лет они больше не будут закупать самолеты марки Су. В крайнем случае -небольшие партии машин. Поэтому здесь надо быть внимательными. С другой стороны, мы обязаны подняться еще на ступеньку выше существующего уровня в технологическом отношении. В противном случае интерес к нашей продукции пропадет уже в самое ближайшее время. Обратите внимание: китайцы и индусы все чаще спрашивают не готовую технику, а технологии. Притом они хорошие коммерсанты, они купят это за три копейки.

-Еще в прошлом году долг предприятия оценивался почти в 800 млн. долларов. Какая сейчас ситуация с погашением задолженности?

-Сегодня ситуация изменилась существенно, долги сократились на 180 млн. долларов. Есть разные варианты решения этих вопросов. Мы уверены, что все будет хорошо, все проблемы финансовые мы разрешим. Понятно, что это потребует определенного времени, ведь нам приходится решать эти вопросы самим. Поддержки мы ни от кого не получаем, иногда даже нам чинят некоторые препятствия.

-Как обстоят дела с гражданским региональным самолетом Ту-334? Проект жив?

-Еще недавно, как вы знаете, финансовое положение корпорации было сложным. И естественно, средств у нас не было. Мы выбрали приоритеты. Первым приоритетом был контракт на поставку военных истребителей в Судан. Поэтому на некоторое время работа по самолету Ту-334 была приостановлена. Ведь требовалось выделять какие-то средства. Иногда вопрос стоял буквально о 1000 долларов, а их не было. Сегодня у нас ситуация улучшилась. Надеемся на открытие кредитной линии от Сбербанка. Это поможет нам возобновить работу по проекту Ту-334. Ожидаем также в ближайшее время получить поддержку правительства Москвы. Я встречался с Юрием Лужковым, он поддерживает. Дана команда на возобновление работ по этому самолету. Работы начнутся уже в ближайшие дни. Сегодня потребность в региональных самолетах огромная. Ресурс лайнеров Ту-134 и Ту-154 заканчивается. Поэтому на смену должна прийти другая машина. Сегодня реально есть новый самолет Ту-334, который нужно собирать и запускать в эксплуатацию.

-Самолет будет собираться только в Луховицах?

-Ясно, что одно наше предприятие не справится с таким огромным объемом производства. Ведь Ту-334 нужны не только нашей стране, но и за рубежом. Строить их должны 3-4 завода. Понятно, что РСК "МиГ" сейчас тоже будет форсировать этот процесс, чтобы показать, что и мы в состоянии собирать эти машины. Мы участвуем в тендере по ближнемагистральным самолетам, объявленном "Аэрофлотом". У нас большие планы по развитию гражданской авиации. Но сегодня и "Аэрофлот", и другие авиакомпании, которые закупают на Западе "боинги", "эрбасы", фактически разрушают нашу авиационную промышленность.

-Как продвигается работа по самолету корабельного базирования для индийских ВМС - не сорвете контракт века?

-В рамках контракта на нашем производственном комплексе уже изготовлено пять головных частей для будущих индийских самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Родная газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка