О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Система авиационной безопасности соответствует международным стандартам

Интервью заместителя начальника службы авиационной безопасности компании "Аэрофлот - Российские авиалинии" Азата Зарипова

- События последних дней - теракты на самолетах, террористический акт у станции метро "Рижская" - и вообще то, что происходит в последние годы, заставляет говорить о новых требованиях к безопасности. Вы недавно высказали мнение, что, несмотря на то что та система, которая существует сегодня в "Аэрофлоте", эффективна, во всяком случае, соответствует мировому стандарту, она нуждается в изменении. Почему? И что вы предлагаете поменять?

- Обстановка в мире в целом, у нас в России очень динамична. И, к сожалению, динамика развития характеризуется сегодня напряженностью в области взаимоотношений между обществами, есть разногласия, которые, к сожалению, сегодня все чаще разрешаются с применением методов, выходящих за пределы разумного, прежде всего я имею в виду терроризм. Та система авиационной безопасности, в частности, которая существует сегодня в России, она соответствует международным стандартам, требованиям, которые выработало сообщество отрасли международной гражданской авиации. Но мы сегодня видим, что типы угроз, их масштабы возрастают. И задача специалистов, в частности специалистов гражданской авиации, правительств заключается в том, чтобы работать на упреждение. К сожалению, система защиты, она исподволь построена таким образом изначально, что меры принимаются в ответ на какие-то угрозы. Нам необходимо изменить эту систему таким образом, чтобы она предвосхищала события, сделала бы невозможной реализацию этих актов.

- Когда мы говорим о соответствии мировым стандартам, что имеется в виду? Какова эта система безопасности полетов, на каком этапе она начинает работать и где финиш?

- Еще международная Чикагская конвенция в 1939 году определила основные принципы международного воздушного сообщения, затем получила развитие, особенно в 50-е годы, система безопасности. Это было связано с тем, что гражданская авиация все более широко использовалась для перевозки больших масс пассажиров, и стали возникать проблемы, которые сегодня мы называем незаконным вмешательством в действия гражданской авиации. На сегодняшний день существуют две крупные международные организации в области гражданской авиации: ИКАО - это межправительственная, межгосударственная организация, которая объединяет порядка 180 стран, и эти страны заключили соглашение между собой о выработке и признании единых стандартов во всех областях гражданской авиации, в том числе и Комитета авиационной безопасности; кроме этой международной организации есть еще не менее уважаемая Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, то есть мировых перевозчиков. Авиакомпании 163 государств объединились в эту организацию - ИАТА. И вот этот коллективный орган, коллективная воля и разум позволяют концентрировать практику, применяемую в разных странах, и консолидировать с тем, чтобы создать единые стандарты безопасности. Вот о чем речь.

ИКАО предписывает государствам - участникам этого договора создать государственную систему обеспечения авиационной безопасности.

- Я знаю, что "Аэрофлот" вводит систему защиты от хулиганов авиационных. Списки этих хулиганов существуют, им вроде даже билеты на "Аэрофлот - Российские авиалинии" не продаются. Получается, что в авиакассах должны быть некие списки подозрительных людей, которых ни в коем случае нельзя пропускать? Расскажите, что конкретно делается для того, чтобы защитить человека от всевозможных неприятностей?

- Вы упомянули о политике, которую "Аэрофлот" активно проводит в жизнь с целью защиты наших воздушных судов, в том числе и от такого проявления, как хулиганство, элементарное хулиганство на борту воздушного судна. Увы, жизнь заставила нас обратить внимание на это обстоятельство. И мы, может быть, первая компания в России, которая официально сформулировала свои задачи и своей политикой сделала борьбу с нарушениями правопорядка на борту воздушного суда. Причем мы работаем в тесном взаимодействии и с правоохранительными органами. Мы сегодня видим поддержку авиакомпаний российских, которые следуют нашему примеру.

Если конкретно говорить о том, как ведется работа, первое, о чем можно сказать, что на сегодняшний день в России действует федеральная система защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Этот документ введен в действие постановлением российского правительства в 1994 году. Десять лет прошло. Документ вполне соответствует и на сегодняшний день основным международным нормам.

Но практика за это время серьезно изменилась. После сентябрьских событий в Америке Штаты и Евросоюз приняли активные меры по совершенствованию и законодательства, и технических мер защиты. Мы сегодня в России не можем отставать от этого процесса. Как это осуществляется на сегодняшний день? Вы абсолютно правы, с момента покупки пассажиром билета он должен уже следовать неким правилам. Правила эти обозначены и в авиационных билетах. Мы стараемся сделать их доступными для всех.

- То, что пассажиры обязаны следовать правилам, понятно. Мы говорим о тех, кто не собирается следовать этим правилам, кто проносит на борт гексоген, оружие. Как от этих людей уберечься?

- Это наша главная задача. Совсем непросто дать 100-процентную гарантию, что не пролетит пуля, не пройдет террорист. Поэтому мы исходим из того, что решать вопрос надо в процессе появления причин, вызывающих подобное явление. Поэтому работаем во взаимодействии со структурами, которым уже на этапе подготовки, может быть, подобных терактов становятся известны какие-то факты, они становятся известны и нам, мы готовы адресно работать и в этом видим успех нашего дела.

- Речь идет речь о том, что в службу безопасности авиакомпании, аэропорта должны поступать сведения из правоохранительных структур, из ФСБ, из МВД, только в этом случае эффективность защиты может быть близка к 100 процентам?

- Конечно, только так, все вместе мы можем решить эту задачу. Что касается тех сил и средств, которые сегодня находятся на вооружении у служб безопасности аэропортов, авиакомпаний, набор технических средств вам, видимо, известен. Это рентгено-телевизионные установки, так называемые интероскопы, металлодетекторы, как стационарные в виде рамок - их все видят, проходят через них, - так и ручные, газоанализаторы, это целая система оперативных мер. В любом случае в аэропорту на линии регистрации или в зале ожидания находятся, незримо зачастую, сотрудники службы авиационной безопасности, которые путем изучения пассажиров определяют группы риска, как мы их называем, и ведется дополнительная работа, ее называют профайлингом, есть такое понятие, когда мы, уже выходя на какую-то беседу, определяем наличие каких-либо намерений у человека.

- Я знаю, что у вас уникальные собаки обнюхивают багаж, пассажиров. Но почему же тогда на борт самолета можно пронести гексоген? Это кто-то недосмотрел, это человеческий фактор, или все-таки весь этот набор аппаратуры и животные, которые в этом участвуют, все-таки не могут обнаружить взрывчатые вещества, в частности гексоген?

- Хотя гражданская авиация, по сути, является наиболее уязвимой, тем не менее, вы наверняка обратили внимание, не так часто такие вещи в гражданской авиации происходят. Почему? Потому что существует организованная система авиационной безопасности. И слава богу, что большинство попыток произвести подобного рода действия ликвидируются еще до того. И то, что сейчас случилось, это большая беда для людей, это большой урок для сотрудников служб авиационной безопасности. Но тем не менее это не повод говорить о том, что система сегодня не отвечает требованиям времени.

- Ваши предложения по изменению этой самой системы? Расскажите, в чем суть этих предложений.

- Речь идет о том, что сегодня необходимо внести изменения в воздушное законодательство. Конкретно "Аэрофлот" уже на протяжении трех лет работал - и разработал в конечном итоге - проект федерального закона о защите и деятельности гражданской авиации, который при поддержке Министерства транспорта, при участии активном других авиакомпаний на сегодняшний день готов к тому, чтобы серьезно на уровне Думы могли провести его экспертную оценку и принимать его. Прежде всего, законодательно определить статус каждой из структур правоохранительных, силовых ведомств, спецорганов России в деле обеспечения сил безопасности. Это один шаг. Второй шаг - сформулировать и принять в законодательном порядке федеральную программу авиационной безопасности, где определить стандарты безопасности, отвечающие велениям сегодняшнего дня. Для чего это нам надо? Сегодня мы не имеем законодательного права на тотальную 100-процентную проверку, прощупывание пассажиров. Мы не можем сегодня по разрезу глаз, по цвету кожи, по каким-то характерным признакам, не имея других оснований, особые меры применять к отдельным нациям, этническим группам. Эти вещи необходимо, на очень высоком уровне обдумав, ввести в норму. Наличие федеральной программы предусматривает наличие государственного финансирования. Мы исходим из того, что защита гражданской авиации - это защита граждан нашей страны. Мы предполагаем, уверены, что это забота государства. И мы сегодня видим, что государство наконец переводит решение этих вопросов в практическую плоскость....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маяк». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка