О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании превратятся в спецслужбы

Российские авиакомпании пытаются обезопасить себя от повторения терактов. Впрочем, эксперты убеждены в том, что риск захвата самолетов будет оставаться всегда

Российские авиакомпании пытаются обезопасить себя от повторения терактов. Например, авиакомпания "Сибирь", на борту сочинского рейса которой в результате теракта 25 августа погибли 46 пассажиров и членов экипажа, увеличила число сотрудников безопасности в штатском и скрупулезно проверяет паспортные данные всех пассажиров. Пассажирам "Аэрофлота", чтобы пройти все процедуры проверки на рейсах авиакомпании в США, необходимо приехать за пять часов до вылета. "Трансаэро" тщательно опрашивает своих пассажиров перед рейсом по "израильской системе". Не исключено, что в ближайшем будущем по инициативе госчиновников на бортах самолетов могут вновь появиться вооруженные охранники. Впрочем, эксперты убеждены в том, что, какие бы меры безопасности не были введены, риск захвата самолетов будет оставаться всегда. Между тем, по информации ГАЗЕТЫ, в минувшую пятницу министр транспорта Игорь Левитин, проверяя работу службы безопасности во Внуково, инкогнито вышел на летное поле. При этом никто из сотрудников аэропорта не удосужился проверить его документов.

Теракты 25 августа на борту российских Ту-134 и Ту-154 заставили госчиновников в срочном порядке приступить к разработке новых правил авиационной безопасности. Согласно поправкам, которые планируется ввести в Воздушный кодекс, проверять пассажиров будут не только службы аэропортов, но и сотрудники МВД. Не исключено, что обязательным станет и присутствие на воздушных судах вооруженных охранников. Между тем российские авиакомпании, напуганные возможностью повторения терактов, уже сейчас самостоятельно проверяют каждого пассажира, не дожидаясь принятия новых законов.

Авиакомпания "Сибирь", самолет которой был взорван террористами, практически сразу ужесточила проверку личности пассажиров. "При оформлении билетов теперь мы поверяем паспортные данные всех без исключения", - говорит пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Игорь Волков. Тщательной проверке подвергаются даже сами сотрудники авиакомпании, летящие, к примеру, в командировку. "Конечно, радикально изменить систему безопасности за такой короткий срок сложно, но уже сейчас мы разрабатываем новые методы борьбы с террористами. Говорить о них не стоит - зачем преступникам лишний ликбез", - поясняет Волков.

В другой авиакомпании, "Трансаэро", активизирована система опросов пассажиров, так называемый профайлинг. "Эта система у нас работает уже несколько лет, но после терактов число сотрудников было увеличено втрое", - рассказал ГАЗЕТЕ пресс-секретарь "Трансаэро" Сергей Быхал. Профайлинг (система опроса пассажиров по специальной методике для выявления подозрительных лиц) был разработан в Израиле и очень успешно применяется там уже многие годы для предотвращения воздушного терроризма. Специально обученные работники проверяют документы пассажиров, а также задают разработанные по особой системе вопросы, которые помогают отсеять подозрительных лиц. В авиакомпании понимают, что это создает для пассажиров неудобства. "Но это вынужденная мера", - говорит Быхал.

Ужесточил меры безопасности после терактов и "Аэрофлот". Особенно тщательно пассажиры проверяются на рейсах в США. "Аэрофлот" - единственная российская авиакомпания, совершающая рейсы в эту страну. Поэтому американцы в ультимативной форме потребовали, чтобы самолеты компании проходили проверку перед вылетом в течение не менее 5 часов. "Американцы считают, что мы должны проверять пассажиров и ручную кладь специальными приборами, сертифицированными в Америке", - говорит заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Поскольку таких приборов нет в Шереметьево, часть процедур по проверке мы вынуждены проводить вручную". "На Западе нагнетается паника и искусственный ажиотаж вокруг российских авиакомпаний", - считает он.

"На всех рейсах мы теперь более активно применяем кинологическую службу и намерены тоже ввести систему профайлинга", - говорит Лев Кошляков. "В стране и до этого была серьезная система авиационной безопасности, и сейчас важно не увеличивать численность сотрудников безопасности, а более качественно выполнять существующие предписания", - считает Кошляков.

Что касается возможности появления на воздушных судах вооруженных охранников, то к этой инициативе госчиновников в авиакомпаниях относятся скептически. "В семидесятых годах был случай, когда при попытке вооруженного сотрудника обезвредить на борту террориста с гранатой произошла разгерметизация салона. Тогда погибли все пассажиры", - вспоминает Быхал. "При той технологии, которую применили террористы на двух взорванных самолетах, даже вооруженный охранник не успел бы ничего предпринять", - уверен представитель "Домодедовских авиалиний" Петр Худолей.

"Террористы - люди изобретательные. логику их понять сложно. Поэтому меры, принимаемые российскими авиакомпаниями, дадут результат только в том случае, если они будут последовательными", - говорит аналитик ИК "Проспект" Наталья Одинцова. "Чтобы предотвратить теракт мало поставить на каждом квадратном метре по сотруднику безопасности, нужно чтобы каждый из этих сотрудников еще и обладал конкретными навыками по обезвреживанию преступников", - считает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка