О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Анатолий Телегин: Я не могу раскрывать все секреты работы служб авиабезопасности, иначе получится пособие для террористов

О безопасности и опасности авиаполетов рассказывает А. Телегин - руководитель Уральского окружного управления воздушного транспорта Минтранса России

Безопасность стала для страны проблемой номер один. Ее повышение всяческими средствами поставлено в государственную повестку всеми событиями минувшего лета этого тяжелейшего високосного 2004 года. Трагедия в Беслане сейчас заслонила своим вопиющим горем все, что случилось до нее. Но забывать ни о чем мы права не имеет. Ведь мы по-прежнему ездим на метро, летаем самолетами, стоим на остановке общественного транспорта, живем вблизи потенциально опасных объектов, отправляем детей в школу, ходим в больницы, одним словом, - живем. А ныне, как выяснилось, все это небезопасно. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" о безопасности и опасности авиаполетов говорил Анатолий Телегин - руководитель Уральского окружного управления воздушного транспорта Минтранса России. Ниже мы публикуем печатную версию этого актуального интервью.

- Вы один из первых, буквально на следующий день после катастроф, заявили журналистам, что на обоих самолетах произошли взрывы, не исключив версию теракта. При этом официальные лица изначально эти версии даже не озвучивали. На чем основывалось Ваше мнение?

- На статистике всех авиационных катастроф и в СССР, и в России, и в западных компаниях. Когда с эшелона полета 10-12 тысяч метров самолет падает и нет никакой информации диспетчерской службе, это говорит только о внешнем воздействии. Не могут отказ техники или ошибка пилота привести к такому. В любом случае диспетчеры были бы оповещены. Если бы самолет падал по техническим причинам, то самолет разрушился бы на земле, возник бы пожар. А самолеты разлетелись на несколько километров. Это говорит о том, что разрушение произошло в воздухе.

- Всех волнует вопрос: как удалось пронести на борт самолета гексоген?

- К сожалению, аппаратура в наших аэропортах реагирует только на металлические предметы, взрывчатые вещества не определяются. Сейчас по всему миру идет разработка аппаратуры, которая бы определяла взрывчатые вещества любого состава, любой формы и любого объема. Пока такой аппаратуры нет.

- Получается, что в принципе не реально определить в аэропорту человека, который имеет при себе взрывчатку?

- Здесь действуют другие технологии. Обо всех я говорить не буду, а то получится пособие для террористов. Я не могу раскрывать все секреты работы службы авиационной безопасности. Есть психологический фактор. Когда человек летит в отпуск или командировку, он и ведет себя адекватно. Если же он летит совершать преступление, то он безусловно нервничает. Сегодня на Западе есть такие технические средства, которые бы определяли по температуре тела потенциального террориста.

- Это на западе, а у нас когда такие средств появятся?

- Если наши не разработают аналогов, будем приобретать на западе. Мы и сейчас приобретаем сертифицированные средства технического досмотра не только для досмотра пассажиров, а и на досмотр авиационной техники.

- Можно говорить о несовершенстве систем безопасности в российских аэропортах?

- Здесь можно говорить и о несовершенстве законодательной базы и о несовершенстве "Воздушного кодекса", который был принят в 1999 году. Надо менять технологию. После двух трагедий было принято решение создать совместную службу МВД и Минтранса. Распоряжение пришло. Мы сейчас разрабатываем свои предложения о внесении изменений в технологическую документацию, просчитываем потребность в технических средствах. В бюджете - 2005 должны быть предусмотрены средства на техническое оснащение аэропорта "Кольцово". После 2001 года, в первую очередь, средства были направлены в аэропорты Московского региона, Санкт-Петербурга и южной зоны - там, где напряженная ситуация.

- В апреле Шереметьево стал первым аэропортом в России, установившим металлодетекторы и систему видеонаблюдения на входе в терминал. Такая система безопасности практикуется во всех международных аэропортах. Что нам мешает сделать это массово?

- Такая система есть в российских аэропортах, но не во всех. Это опять же информация, которая может стать для кого-то пособием.

- Получается, что эффективность систем безопасности напрямую зависит от уровня финансирования?

- Это главная причина. Любая техническая аппаратура дорогостояща. Аэропорты, которые не получают бюджетного финансирования, могут тратить на эти цели только доходы от продажи билетов. А идти по пути повышения тарифов - это не выход.

- Почему не выход? Мне кажется, любой пассажир согласится заплатить дополнительно 20 рублей, но при этом знать, что эти деньги пойдут на закупку какого-нибудь металлодетектора.

- Самолеты стали элитным видом транспорта. В 80-ые годы Аэрофлот перевозил в год более 120 млн. пассажиров, сегодня около 28. Снижение в 4 раза. Это и есть главная причина нецелесообразности увеличения тарифов. Это приведет только к снижению пассажиропотока.

- И единственный выход - ждать бюджетного финансирования?

- Мировым сообществом в апреле этого года признано, что авиационная безопасность - это государственная задача, а не отрасли гражданской авиации. Это не проблема авиаторов, это проблема государства. Это безопасность государства. И поэтому государство должно найти источники финансирования, достаточные для обеспечения безопасности своих граждан.

- Непосредственно перед посадкой происходит жесткий личный контроль пассажиров. Однако в отличие, например, от американских или европейских аэропортов, вас не заставят снимать обувь, чтобы выяснить не ли взрывчатки в подошвах, никогда не заставят включить, дабы показать, что это не муляж, ноутбук, фотоаппарат или мобильный телефон. Опять же почему?

- Технология раньше этого не предусматривала. После двух авиакатастроф требования изменились. Я сам в этом убедился. Обычно же с мобильным телефоном летаешь и раньше его просто отключали. Сейчас предлагают показать, что это именно телефон. Рядом со мной шел молодой папаша - пассажир. У него в багаже был маленький вертолетик - игрушка. Его попросили показать, как этот вертолет работает, чтобы убедиться, что это никакое не взрывное устройство или дистанционное управление. Сейчас на это уже обращают внимание.

- В Минтрансе уже давно обсуждают идею сопровождения определенных рейсов вооруженными охранниками. Когда от слов перейдут к делу?

- Если такое политическое решение будет принято, то это потребует изменение законодательства: и "Воздушного кодекса" и закона "О милиции", ведь нужно бюджетное финансирование, техническое оснащение. Моя позиция - пользы от этого не будет. Если, не дай бог, потенциальный террорист пронес на борт взрывчатку, то наличие на борту из 100 пассажиров 100 охранников не поможет. Они только спровоцируют террориста.

- Передача функций охраны в аэропорту МВД будет эффективней?

- Психологический фактор будет играть свою роль. Эффект будет. Правда, у меня есть сомнение, что если не будет проведено четкое разграничение ответственности, то все усилия сойдут на нет. При двух ответственных за один участок работы… Получится, как в поговорке: у семи нянек дитя без глазу. Отвечать должен один. Либо все передать МВД, либо совершенствовать систему безопасности отраслевую.

- В аэропортах Уральского округа уже приступили к работе сотрудники МВД?

- На входах в аэровокзалы. Насколько я знаю, в "Домодедово" после трагедий 4 сотрудника милиции добавили в смену. При том столпотворении, которое наблюдается в столичных аэропортах, это вряд ли чем-то поможет. Мало.

- А Вы сами лично теперь не боитесь летать?

- Я знаю эту систему 34 года. Во всяком случае в аэропортах и авиакомпаниях Уральского округ я уверен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка