О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летать надо

Именно индустрия авиаперевозок считается самой пострадавшей отраслью, когда речь заходит о последствиях американского 11 сентября

Именно индустрия авиаперевозок считается самой пострадавшей отраслью, когда речь заходит о последствиях американского 11 сентября. Как известно, спрос на авиаперевозки тогда резко упал не только в США, но и в Европе. За 2001 год обанкротились не только малые, но и старейшие и довольно крупные авиакомпании как, например, бельгийская Sabena, швейцарская Swissair, американская United Airlines, последняя была вторым в мире авиаперевозчиком. Потери United Airlines за год превысили $2,1 млрд, в целом убытки авиаперевозчиков после 11 сентября, по данным российской Международной авиатранспортной ассоциации, составили порядка $20 млрд. На грани краха оказались итальянская Alitalia, ирландская Aer Lingus, чьи убытки составляли 2,5 млн евро в день, потери крупнейшего в Европе авиаперевозчика British Airways были оценены в 48 млн евро.

Многие иностранные компании тогда либо обращались к поддержке своих правительств, либо заключали соглашения о партнерстве с недавними своими конкурентами, например, Malev с KLM, Air France с Delta и AeroMexico. Впрочем, ряд авиакомпаний на фоне жесточайшего отраслевого кризиса смог не только удержать, а даже укрепить позиции на рынке. Так, British Airways минимизации убытков добилась за счет экономии от сокращения персонала и числа маршрутов, а немецкая Lufthansa, напротив, не снижала цены на билеты и даже не уволила ни одного своего работника, лишь временно уменьшив их занятость. Аналитики выход рынка авиаперевозок этих стран из общего кризиса предсказывают к 2005-2006 гг., а начало его восстановления отсчитывается лишь с этого года. Те же British Airways после терактов 11 сентября открыли в мире свое новое представительство лишь спустя два года...

Как единодушно заявляют российские авиакомпании, катастрофы самолетов Ту-154 и Ту-134, произошедшие в ночь на 25 августа, ответственность за которые, теперь уже понятно, лежат на террористах, на деятельности наших авиаперевозчиков пока никак не сказались. "Пассажиров меньше абсолютно не стало, - сообщил "Накануне.Ru" представитель "Аэрофлот - российские авиалинии" в Екатеринбурге Андрей Быковский. - Некоторое снижение наблюдалось лишь первые 2-3 дня после трагедии. Но это считанные единицы отказов".

"Что именно послужило причиной для единичных случаев отказа, сказать сложно, - высказался пресс-секретарь авиакомпании "ЮТэйр" Игорь Блинов, - Сами посудите, пассажиры не обязаны объяснять возврат билета, причину, по которой они сдают билет, перерегистрируются на другой по времени рейс и тому подобное. Не обязаны и не объясняют. Такие единичные случаи происходят круглый год в работе любой авиакомпании. Что касается непосредственно событий августа, заверяю вас, пассажиропоток меньше не стал. Проводить параллели с кризисной ситуацией в США и Европе, сложившейся после терактов 11 сентября ни в коем случае нельзя. Никаких панических настроений среди пассажиров нет". В пресс-службе "Уральских авиалиний" "Накануне.Ru" вообще категорически заявили, что " не было ни одного случая отказа".

Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров: "В США и Европе многие авиакомпании понесли реальные убытки после терактов 11 сентября, но, если говорить о разорении, разорились единицы. Сейчас авиаиндустрия этих стран из кризиса вышла. Что касается российских авиакомпаний, теракты августа негативно скажутся на финансовом состоянии тех компаний, чьи самолеты потерпели катастрофы. Возможно, эти компании получат поддержку как со стороны государства, так и со стороны банковского сообщества. Однако же, самое главное - это не материальные убытки, а невосполнимые потери людей, безграничное человеческое горе".

"Не секрет, авиация уже давно стала в нашей стране элитным видом транспорта, - говорит представитель "Аэрофлот - российские авиалинии" в Екатеринбурге Андрей Быковский. - Откладывать встречи, переговоры, командировки, словом, менять планы бизнесмены не могут, а менять авиабилеты на железнодорожные тем более не станут. Впрочем, и туристы летать отнюдь не перестали. Думаю, все дело в самом менталитете россиян, не даром существует такая пословица-поверье: "суждено сгореть - не потонешь". И, безусловно, тот фактор, что люди просто не проецируют на себя случившиеся трагедии, ведь они были где-то там, далеко..."

Получается, что всерьез занервничать теракты заставили только чиновников, которые враз заговорили не только и не столько о необходимости "глобальной войны с терроризмом", сколько о накопившихся за постсоветские годы недостатках всей действующей системы обеспечения авиационной безопасности в стране. Заговорили о необходимости срочных и кардинальных изменений.

С утра 25 августа во всех российских аэропортах службы безопасности перешли на особый режим работы: был усилен предполетный досмотр пассажиров, багажа и самолетов, кинологи с собаками теперь регулярно гуляют по залам ожидания и всей территории аэропортов, вокзалов и грузовых терминалов, контроль при посадке на рейсы стал еще строже. По всей стране в местах массового скопления людей, в первую очередь, на объектах транспорта, были выставлены дополнительные патрули. Усилены наряды милиции на улицах. Под усиленную охрану взяты аэропорты, вокзалы, учреждения государственной власти и особо важные объекты. Президент отдал поручение Правительству в кротчайшие сроки рассмотреть вопрос о передаче функций по обеспечению авиационной безопасности от служб аэропорта к органам внутренних дел. По распоряжению Президента все силовые структуры, в том числе Министерство транспорта, к 13 сентября должны разработать изменения в технологии предполетного досмотра пассажиров, багажа и самолетов, подготовить проекты распределения полномочий и совместных мероприятий по защите особо важных объектов, объектов всех видов транспорта (заметим, не только авиации) от террористических актов.

"Ни в одной стране мира нет аэропортов, оснащенных оборудованием, способным выявить весь спектр взрывчатых веществ, подчеркиваю, весь спектр, - заявил в интервью "Накауне.Ru" руководитель Уральского окружного межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса России Анатолий Телегин, - Такого оборудования в мире просто не существует. И вопрос сейчас совсем не в том, чтобы срочным образом что-то изобретать, а в том, чтобы научиться выявлять потенциального злоумышленника не на этапе досмотра в аэропорту, а, как минимум, при приобретении билета. А такие технологии, надо сказать, есть. Причем, это касается не только авиационного транспорта, но и железнодорожного, речного и морского, даже автомобильного. Необходима оперативная и слаженная работа всех силовых и транспортных служб, чему нам предстоит еще только научиться, и, безусловно, соответствующие изменения в действующем законодательстве".

Напомним, когда экспертиза выявила на обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 "следы взрывчатых веществ, содержащих гексоген", а расшифровка "черных ящиков" показала, что разрушение авиалайнеров произошло на крейсерской высоте, спецслужбы официально признали, что осталась одна версия - взрывы на борту - теракт. Стало также известно, что ФСБ и МВД РФ "определили круг подозреваемых": начали проверку в отношении двух уроженок Чеченской республики, бывших на борту разбившихся Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (летела некая гражданка С. Джебирханова) и Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" (некая Аманта Салм. Нагаева), родственники которых так и не дали о себе знать. Так вот, как оказалось, авиакомпания "Сибирь" не располагала ни именем, ни отчеством, ни паспортными данными пассажирки Джебирхановой. Билет был выписан на "С. Джебирханову". А по действующим правилам, если пассажир бронирует место на рейс, указание имени и отчества необязательно. Как не обязательно и внесение паспортных данных. Известно также, что "С. Джебирханова" заранее приобрела билет в Сочи на утренний рейс, но позже в аэропорту "Домодедово" в одной из касс поменяла билет на вечерний рейс предыдущего дня.

"Один из вариантов, способных помочь службам безопасности аэропортов выявлять потенциальных злоумышленников, террористов, - продолжает Анатолий Телегин, - это создание национальной компьютерной базы данных о пассажирах. Ее создание необходимо законодательно предусмотреть. В эту единую базу при продаже билета будут заноситься ФИО и паспортные данные пассажира. При этом продажу билетов следует осуществлять исключительно в сертифицированных службах, причем, это касается не только авиации, а всех видов транспорта".

Кроме всего прочего, для обеспечения авиационной безопасности власти намерены и слегка сократить число авиакомпаний в стране. Такая политика, надо сказать, медленно, но целенаправленно уже ведется. Благодаря усилиям чиновников в части ужесточения требований по сертифицированию и лицензированию за последние три года количество авиакомпаний в России сократилось с 328 до 199. Бывший руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько, 18 августа впервые выступивший перед журналистами в новой должности - главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сообщил, что ФСНСТ будет следить за безопасностью в сфере гражданской авиации, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильных перевозок, а также наблюдать за железнодорожным движением. По его словам, одной из главных задач ФСНСТ станет выработка новых жестких требований, в том числе и в сфере авиационного транспорта. Необходимость же появления службы именно в это время Александр Нерадько объяснил тем, что во многом устаревшая транспортная инфраструктура, долгие годы находившаяся в состоянии постоянного недофинансирования, сейчас как никогда нуждается в постоянном контроле за безопасностью ее функционирования. "Мы будем выявлять критические места и пытаться их устранять вместе с другими уполномоченными ведомствами", - сказал г-н Нерадько (пишет RBC Daily).

Теперь, после катастроф Ту-154 и Ту-134, как полагают эксперты, одной из главных задач надзорных органов станет выработка новых жестких требований, в первую очередь, в сфере авиационного транспорта. Многие из новых правил в итоге должны привести к сокращению количества авиакомпаний в стране, считают эксперты. Такой проект, напомним, был у "Аэрофлота", который предлагал ввести за хулиганство на борту уголовную ответственность. На первый взгляд - невинный проект, однако как раз он и может обернуться крахом для небольших региональных авиакомпаний. Дело в том, что для того, чтобы отслеживать факты хулиганства, а также иметь возможность их доказать, необходимо оснащать самолеты специальной техникой. Если это требование выдвинуть обязательным не только для новых воздушных судов, а для всего парка, то для ряда авиакомпаний это может стать непосильными тратами. Еще одна солидная статья затрат у авиаперевозчиков может появиться, если их обяжут оборудовать все самолеты аварийными радиомаяками - тоже, надо сказать, выльется в копеечку.

Как опасаются эксперты, в борьбе за безопасность полетов чиновники могут сослужить и плохую службу. Отечественному авиапрому. Если в ближайшее время будут приняты более жесткие решения по продлению летной годности судов, по их сертифицированию и т.д., авиакомпаниям ничего не останется, как завозить западные машины. Чем они, впрочем, нельзя не заметить, с успехом в последнее время занимаются и без помощи чиновников. И где-то понять такую ситуацию можно. Отечественный авиапром за последнее десятилетие сократил серийное производство гражданских самолетов до штучного - 5-12 самолетов в год. Даже современные Ту-204 и Ту-214, которые, по сути, являются аналогами Airbus A320 и призваны заменить Ту-154, как считают авиаторы, являются нерентабельными. Базовая стоимость российских самолетов почти в 2 раза ниже западных, однако в эксплуатации они проигрывают примерно на 40%. Авиакомпании просто не могут ждать еще пять-шесть-десять лет, когда российские самолеты выйдут на конкурентоспособный и рентабельный в эксплуатации уровень когда возобновится серийное производство российских самолетов нового поколения. С другой стороны, как ни крути, плохое состояние отечественного воздушного флота, постоянное продление ресурсов летной годности старых советских самолетов ведут к повышенному риску катастроф. И необходимость "в укрупнении" вполне оправдана: "Если Россия пойдет по пути монополизации отрасли крупнейшими авиаперевозчиками, конечно, это ни к чему хорошему не приведет, - высказался "Накануне.Ru" представитель "Аэрофлот - российские авиалинии" в Екатеринбурге Андрей Быковский. - С другой стороны, из 199 существующих сегодня авиакомпаний с хорошим экономическим эффектом работают всего 15, все остальные - убыточны. Естественно, в такой ситуации компаниям трудно поддерживать технику и обновлять авиапарк. Именно обновлять, а вот самолетами отечественного или иностранного производства это уже другой вопрос. Поэтому с рынка должны, и уходят, как свидетельствует статистика последних лет, компании, не отвечающие тем или иным нормам и требованиям".

"Укрупнение авиакомпаний - абсолютно положительная тенденция, - говорит пресс-секретарь авиакомпании "ЮТэйр" Игорь Блинов. - От этого, в конечном счете, выиграют все. В первую очередь, пассажиры. Ведь, когда в регион приходит серьезный крупный авиаперевозчик, он предлагает высокий сервис, комфортность и безопасность полета. Выигрывает кто? Пассажир. А возьмите, к примеру, маленькие авиакомпании, которые арендуют не понятно у кого несколько самолетов и имеют штат не более 10 человек? Ну, это просто не серьезно. Ведь требуется постоянное поддержание безопасности техники. И рано или поздно таким компаниям укрупняться придется. Кроме того, у ряда компаний, например, "ЮТэйр", сегодня нет другого способа для дальнейшего развития, развития маршрутной сети и объемов перевозок, кроме как за счет приобретения авиаперевозчиков в других регионах. Это естественный экономический процесс".

Политика сокращения авиакомпаний путем ужесточения сертификационных требований вынуждает мелких перевозчиков уходить "под крышу" крупных компаний. За последние месяцы пятерка ведущих авиакомпаний страны сделала целый ряд приобретений: "Аэрофлот" купил "Архангельские авиалинии", а "Сибирь", вторая по объемам перевозок в России, приобрела контроль над Челябинским авиапредприятием. Очередь дошла и до "ЮТэйр", замыкающей пятерку лидеров. В начале сентября руководство авиакомпании "ЮТэйр" объявит о завершении сделки по приобретению одного из региональных конкурентов. По словам генерального директора компании Андрея Мартиросова, владельцы нескольких региональных авиакомпаний обращались в "ЮТэйр" с предложением о покупке. Однако "ЮТэйр" проявила заинтересованность к одной из них. "В настоящее время оформление сделки находится в завершающей стадии, но до ее полного завершения мы не хотели бы раскрывать ее участников и подробности", - сказал Игорь Блинов. По его словам, сообщения некоторых СМИ с указанием приобретаемой авиакомпании, являются преждевременными, поскольку "ЮТэйр" ее название до завершения сделки не разглашает.

Наконец, а в этом мнении сходится все мировое сообщество, в любой стране необходимо выявлять потенциальных террористов в самом "зародыше", в детстве или, как минимум, задолго до того, как он задумал купить билет... А это опять же совместная работа всех силовых структур и транспортных служб. При одном непременном условии - бдительности населения. Как это ни банально, самой эффективной формой борьбы с терроризмом является именно бдительность населения. Без такой помощи успешной борьба с терроризмом не будет ни в одной стране мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка