О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Когда гром грянул

О созданной во многом по инициативе СССР международной спутниковой системе аварийного оповещения "КОСПАС-САРСАТ" в нашей стране заговорили только после двойной трагедии

В связи с терактами на Ту-134 и Ту-154 Министерство транспорта России издало приказ об оснащении воздушных судов, выполняющих полеты в воздушном пространстве РФ, аварийными радиомаяками системы "КОСПАС-САРСАТ". И с 1 января 2005 года будет запрещена эксплуатация воздушных судов, не оснащенных автоматическими аварийными радиомаяками этой системы.

Надо отметить сразу, что для авиакомпаний процедура будет совсем не накладной. Как отечественные, так и импортные радиобуи обойдутся в расчете на каждое воздушное судно от 2000 до 5000 долларов, а может быть, и в 1000 долларов, если владельцы авиакомпаний, военные, МВД и МЧС объединят свои усилия и смогут заказывать их большими партиями. Что касается самой системы "КОСПАС-САРСАТ", то она может использоваться всеми странами, и ее услуги являются бесплатными для терпящих бедствие. В настоящее время к Программе "КОСПАС-САРСАТ" официально уже присоединилось 36 стран.

О созданной во многом по инициативе СССР международной спутниковой системе аварийного оповещения "КОСПАС-САРСАТ" в нашей стране заговорили только после этой двойной трагедии. Предназначенная для обнаружения и определения местоположения потерпевших бедствие судов и самолетов, система была создана в период 1978-1987 гг. в результате совместных усилий СССР, США, Канады и Франции. В 1987 г. постановлением правительства отечественная часть системы была принята в эксплуатацию. Она осуществляет радиоконтроль в диапазоне частот 406,0-406,1 МГц и на частоте 121,5 МГц, на которых передаются сигналы аварийных радиобуев. Следует заметить, что в настоящее время выпускаются радиобуи только на диапазон 406 МГц. Для них географическое положение определяется автоматически с точностью не менее 2-3 км.

В настоящее время во всем мире используется приблизительно 660 000 радиобуев, работающих на частоте 121,5 МГц, и 285 000 радиобуев, работающих на частоте 406 МГц. Что касается российских воздушных судов, оснащенных такими радиобуями, то счет идет на десятки, в лучшем случае на первые сотни.

Принцип действия "КОСПАС-САРСАТ" следующий. Наземные станции приема и обработки информации (СПОИ) принимают сигнал со спутника, обрабатывают его и передают затем аварийную информацию соответствующему Координационному центру системы (КЦС). Прием сигналов на СПОИ осуществляется при появлении спутника в зоне ее видимости. Сам космический сегмент включает как минимум четыре спутника, расположенных на околополярных круговых орбитах. Они совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 минут, при этом с них постоянно обозревается участок поверхности диаметром порядка 5000 км. Со сравнительно недавнего времени проводятся работы по использованию геостационарных искусственных спутников Земли (ГеоИСЗ) для ретрансляции сигналов, передаваемых радиобуями, работающими в диапазоне частот 406 МГц. Использование ГеоИСЗ позволяет значительно ускорить доставку аварийной информации до конечных потребителей - поисково-спасательных служб.

Уже развернуты на орбите над Атлантическим и Тихим океанами два геостационарных метеорологических спутника США типа GOES, на борту которых имеются ретрансляторы 406 МГц. Кроме того, Индией запущены два национальных спутника связи типа INSAT-2. Международной организацией "Юметсат" принято решение установить аналогичный бортовой ретранслятор на своем метеорологическом спутнике, а в Японии проводятся экспериментальные работы по ретрансляции сигналов АРБ-406 через национальный геостационарный метеорологический ИСЗ GMS-5. Рассматривается также возможность использования для этих целей одного из российских геостационарных спутников типа "Луч-М", на котором будет установлен ретранслятор 406 МГц.

Непосредственно в российскую часть системы входит технический комплекс, включающий в себя следующие элементы: орбитальная группировка спутников КОСПАС; командно-измерительный комплекс (система контроля и управления спутниками); международный координационно-вычислительный центр, расположенный в Москве; станции приема и обработки информации в Архангельске, Москве, Находке и Новосибирске.

Головным разработчиком системы КОСПАС в России является ФГУП "РНИИ КП". Он выпускает 3 типа аварийных буев: аварийно-спасательные (ELT-S), автоматические переносные (ELT-AP) и автоматические стационарные (ELT-AF). Какой из них будет устанавливаться на воздушном судне, зависит от его типа и дальности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка