Независимое военное обозрение
6 сентября 2004, 18:35
Когда гром грянул
О созданной во многом по инициативе СССР международной спутниковой системе аварийного оповещения "КОСПАС-САРСАТ" в нашей стране заговорили только после двойной трагедии
Надо отметить сразу, что для авиакомпаний процедура будет совсем не накладной. Как отечественные, так и импортные радиобуи обойдутся в расчете на каждое воздушное судно от 2000 до 5000 долларов, а может быть, и в 1000 долларов, если владельцы авиакомпаний, военные, МВД и МЧС объединят свои усилия и смогут заказывать их большими партиями. Что касается самой системы "КОСПАС-САРСАТ", то она может использоваться всеми странами, и ее услуги являются бесплатными для терпящих бедствие. В настоящее время к Программе "КОСПАС-САРСАТ" официально уже присоединилось 36 стран.
О созданной во многом по инициативе СССР международной спутниковой системе аварийного оповещения "КОСПАС-САРСАТ" в нашей стране заговорили только после этой двойной трагедии. Предназначенная для обнаружения и определения местоположения потерпевших бедствие судов и самолетов, система была создана в период 1978-1987 гг. в результате совместных усилий СССР, США, Канады и Франции. В 1987 г. постановлением правительства отечественная часть системы была принята в эксплуатацию. Она осуществляет радиоконтроль в диапазоне частот 406,0-406,1 МГц и на частоте 121,5 МГц, на которых передаются сигналы аварийных радиобуев. Следует заметить, что в настоящее время выпускаются радиобуи только на диапазон 406 МГц. Для них географическое положение определяется автоматически с точностью не менее 2-3 км.
В настоящее время во всем мире используется приблизительно 660 000 радиобуев, работающих на частоте 121,5 МГц, и 285 000 радиобуев, работающих на частоте 406 МГц. Что касается российских воздушных судов, оснащенных такими радиобуями, то счет идет на десятки, в лучшем случае на первые сотни.
Принцип действия "КОСПАС-САРСАТ" следующий. Наземные станции приема и обработки информации (СПОИ) принимают сигнал со спутника, обрабатывают его и передают затем аварийную информацию соответствующему Координационному центру системы (КЦС). Прием сигналов на СПОИ осуществляется при появлении спутника в зоне ее видимости. Сам космический сегмент включает как минимум четыре спутника, расположенных на околополярных круговых орбитах. Они совершают оборот вокруг земного шара примерно за 100 минут, при этом с них постоянно обозревается участок поверхности диаметром порядка 5000 км. Со сравнительно недавнего времени проводятся работы по использованию геостационарных искусственных спутников Земли (ГеоИСЗ) для ретрансляции сигналов, передаваемых радиобуями, работающими в диапазоне частот 406 МГц. Использование ГеоИСЗ позволяет значительно ускорить доставку аварийной информации до конечных потребителей - поисково-спасательных служб.
Уже развернуты на орбите над Атлантическим и Тихим океанами два геостационарных метеорологических спутника США типа GOES, на борту которых имеются ретрансляторы 406 МГц. Кроме того, Индией запущены два национальных спутника связи типа INSAT-2. Международной организацией "Юметсат" принято решение установить аналогичный бортовой ретранслятор на своем метеорологическом спутнике, а в Японии проводятся экспериментальные работы по ретрансляции сигналов АРБ-406 через национальный геостационарный метеорологический ИСЗ GMS-5. Рассматривается также возможность использования для этих целей одного из российских геостационарных спутников типа "Луч-М", на котором будет установлен ретранслятор 406 МГц.
Непосредственно в российскую часть системы входит технический комплекс, включающий в себя следующие элементы: орбитальная группировка спутников КОСПАС; командно-измерительный комплекс (система контроля и управления спутниками); международный координационно-вычислительный центр, расположенный в Москве; станции приема и обработки информации в Архангельске, Москве, Находке и Новосибирске.
Головным разработчиком системы КОСПАС в России является ФГУП "РНИИ КП". Он выпускает 3 типа аварийных буев: аварийно-спасательные (ELT-S), автоматические переносные (ELT-AP) и автоматические стационарные (ELT-AF). Какой из них будет устанавливаться на воздушном судне, зависит от его типа и дальности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Авиакомпания "Якутия" сообщает о дополнительном рейсе по маршруту Якутск - Санкт-Петербург - Москва
Март 29, 2024
Авиакомпания "Якутия" выполнила первый рейс на Эльгинское месторождение на Boeing 737
Март 29, 2024
Студенты МАИ стали получателями гранта Президента РФ
Март 29, 2024
Стали известны сроки строительства бомбоубежища в аэропорту Рощино