О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шереметьево не сдается "Альфе"

Аэропорт Шереметьево по-прежнему остается без хозяина, точнее, без законного управляющего

Аэропорт Шереметьево по-прежнему остается без хозяина, точнее, без законного управляющего. На днях наконец состоялось намеченное на июнь собрание акционеров, однако обсуждались там почему-то только итоги 2003 г. и размеры дивидендов. Главный вопрос - передача аэропорта в управление компании "Альфа-Шереметьево" - остался незатронутым.

ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) на 100% принадлежит государству. Компания не справлялась и не справляется с пассажирским потоком: в то время как аэропорт рассчитан на 9 млн человек, в 2002 г. он обслужил 11 млн, а в 2003 г. - 11,5 млн пассажиров. Правда, в 2001 г. было решено строить новый терминал "Шереметьево-3", однако его строительство, стоимость которого оценивается в 350-400 млн долл., пока не двигается с места.

Конкурс по выбору управляющей компании для МАШ прошел в январе 2004 г., и выиграла его "Альфа-Групп". Однако желающих было больше. Так, в начале 2002 г., не сговариваясь, глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман и президент НРБ (сейчас депутат Госдумы) Александр Лебедев предложили властям отдать им Шереметьево в управление. Но при этом НРБ интересовал лишь проект "Шереметьево-3". "Альфа-Групп" между тем планировала управлять через свою дочернюю структуру всем авиакомплексом. Интерес к контролю над МАШ проявляли и некоторые иностранные компании, например, французская ADPm, турецкая TEPE-SUMMA, Hochtief из Германии и швейцарско-финский альянс Skanska. Однако к моменту проведения конкурса в битве за МАШ сошлись союз НРБ и "Аэрофлота" и "Альфа-Групп". В итоге совет директоров ОАО "МАШ" отдал предпочтение компании "Альфа-Шереметьево" - головная компания специально создала это предприятие, чтобы управлять аэропортом. По некоторым данным, "Альфа" смогла обойти "Аэрофлот" и НРБ по двум причинам. Во-первых, решающее слово оказалось за экс-премьером Михаилом Касьяновым, который активно лоббировал интересы структуры Михаила Фридмана. Кроме того МАШ "клюнул" на обещания "Альфы" не только модернизировать хиреющие терминалы аэропорта и инвестировать 350 млн долл. в строительство Шереметьева-3, но и прозондировать договора с некоторыми партнерами МАШ. "Мы готовы вести проверку столько времени, сколько потребуется. По ее итогам я не исключаю возможности пересмотра договоров аэропорта с действующими компаниями-партнерами, если они были неправильно оформлены или заключены с нарушением закона", - говорил тогда RBC daily вице-президент группы "Альфа-Эко" Игорь Барановский.

Как бы то ни было, но "Аэрофлот" остался ни с чем. Президент компании-авиаперевозчика Валерий Окулов сгоряча пообещал уйти из Шереметьева в Домодедово, однако невозможность такого решения была очевидна - терминалы Домодедово не могли обслужить внутренние и внешние рейсы "Аэрофлота". Со временем г-н Окулов смягчил формулировки. "Если мы потерпим полное фиаско при строительстве третьего терминала, то переместимся либо в Домодедово, либо во Внуково, - пугал он, отмечая, что участие "Альфа-Групп" в проекте "Шереметьево-3" возможно, с точки зрения авиакомпании, лишь в качестве инвестора.

Ситуация складывалась для Михаила Фридмана и компаний как нельзя лучше. Однако российский бизнесмен никак не мог предвидеть внезапную отставку российского правительства. Вместо симпатизировавшего "Альфа-Групп" Михаила Касьянова пришел "объективный" Михаил Фрадков. И новый министр транспорта Игорь Левитин, прислушавшись к опасным обещаниям "Аэрофлота" безвозвратно покинуть Шереметьево, заявил, что хотя "Альфа" и выиграла конкурс, но, если "Аэрофлот" не останется в МАШ, то нет смысла создавать там транзитный узел. И вообще, Шереметьево-3 - это проект "Аэрофлота". В общем, стало ясно, что Фридману придется так или иначе делиться управлением с Окуловым.

Закончилась эпопея тем, что в конце июня "Альфа" и "Аэрофлот", с неохотой повинуясь требованиям государства, подписали проект совместного управления аэропортом Шереметьево и начали вести переговоры о разделении акций управляющей компании между сторонами. Решено было создать совместное ООО "Аэропорт Менеджмент", которое станет единоличным владельцем ОАО "Альфа-Шереметьево". Однако в августе на рынке появилась информация, что будущим компаньонам никак не удается договориться о том, сколько кому причитается долей в СП. Возможно, проблема заключается еще и в том, что "Аэрофлот" не хочет делиться с "Альфой" контролем над третьим терминалом аэропорта, который, по замыслу авиаперевозчика, должен был регулироваться "Аэрофлотом" и его партнером - Air France.

Минтранс тем временем подготовил к годовому собранию акционеров проект директивы для передачи аэропорта в управление "Альфа-Шереметьево", и 31 августа Михаил Фрадков его подписал. Но все же, как уже было сказано выше, на собрании акционеров это распоряжение не обсуждалось. Получить комментарии по этому вопросу в МАШ и "Альфа-Групп" пока не удалось, но, по словам представителя "Аэрофлота", вопрос о вхождении авиаперевозчика в капитал структуры Михаила Фридмана не обсуждался с июля. По всей видимости, разногласия между бывшими конкурсантами и нынешними партнерами решить пока что невозможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка