Опубликовано: 09.09.2004, 11:50
 

"КрасЭйр" объединяется, спасаясь от конкурентов


Уже в ноябре "КрасЭйр" и "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ) планируют начать совместные полеты, используя общий авиапарк и маршруты. Специалисты полагают, что главное преимущество, которое получит "КрасЭйр" от этого альянса, - маршрутная сеть ДАЛ. Для ДАЛ, которые не имеют своего авиапарка, а арендуют воздушные суда, союз с красноярскими авиаторами, - возможно, единственный шанс выжить. По мнению экспертов, "КрасЭйр" нацелена на расширение своей рыночной доли и защиту от сильного конкурента - авиакомпании "Сибирь", которая стала первой компанией по объемам внутрироссийских перевозок за счет альянсов и поглощения других авиапредприятий.

Авиакомпания "КрасЭйр" является 4-й по объемам перевозок в России. За 2003 год компанией перевезено 1,443 млн пассажиров. Госпакет составляет 51% акций, остальные 49% принадлежат физическим и юридическим лицам. Компания выполняет полеты более чем в 50 городов России, а также в Германию, на Украину, в Грецию, Кипр, Турцию, Хорватию, Египет, Марокко, Испанию, Болгарию, Италию. Тунис, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и другие.

Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" входит в десятку крупнейших авиаперевозчиков России. В 2003 году перевезено более 750 тыс. пассажиров. Госпакет составляет 50,17% акций, остальные до недавнего времени были сосредоточены в ООО "СИГМА-Консалтинг". ДАЛ осуществляют полеты в города Дальнего Востока (Владивосток, Благовещенск, Петропавловск, Южно-Сахалинск и др.), Средней Азии (Душанбе, Ташкент, Баку, Самарканд), а также международные рейсы (Кельн, Штутгарт).


Как сообщили "КС" в пресс-службе авиакомпании "КрасЭйр", на прошлой неделе глава Федеральной службы по надзору в сфере воздушного транспорта Александр Нерадько подписал документ, в котором авиационные власти одобряют формирование альянса между двумя крупнейшими российскими авиаперевозчиками - "КрасЭйр" и ДАЛ. Окончательное решение вопросов по объединению активов двух авиакомпаний и созданию единой маршрутной сети будет принято в середине сентября на внеочередных собраниях акционеров ДАЛ (17 сентября) и "КрасЭйр" (дату собрания пока не называют).

Уже в ноябре этого года компании планируют начать совместное выполнение полетов, используя общие авиапарк и маршруты. При этом, как утверждают участники предполагаемого альянса, компании останутся независимыми юридическими лицами и будут выполнять полеты под собственными торговыми марками. Так что теперь "КрасЭйр" сможет летать по маршрутам ДАЛ, и наоборот.

Как полагают специалисты "КрасЭйр", консолидация ресурсов двух авиаперевозчиков значительно повысит эффективность их работы на внутреннем и международном авиарынках. "Стороны этого делового союза будут взаимодействовать на основе ряда соглашений типа интерлайн (взаимное признание перевозочной документации), - сообщают в пресс-службе "КрасЭйр". - Очевидно, что обе компании значительно повысят свою конкурентоспособность на авиарынке благодаря оптимальной расстановке воздушных судов по объединенным маршрутам".

В ДАЛ пока не спешат комментировать предполагаемый альянс с красноярской авиакомпанией. По словам заместителя гендиректора по связям с общественностью "Домодедовских авиалиний" Петра Худолея, вопрос о совместной работе двух компаний остается открытым до собрания акционеров и утверждения программы деятельности альянса.

Аналитики не исключают, что созданием альянса с ДАЛ "КрасЭйр" стремится усилить свое влияние на рынке. По словам аналитика инвестиционной компании "АТОН" Тима Маккатчина, "объединение активов (и не исключено - их слияние в дальнейшем) позволит "КрасЭйр" и ДАЛ контролировать серьезную маршрутную сеть. Тем более что обе компании базируются в крупных аэропортах страны (Емельяново и Домодедово). Скорее всего, главное преимущество, которое получит "КрасЭйр" в результате альянса с ДАЛ, - расширение собственной маршрутной сети".

По мнению руководителя аналитического отдела инвесткомпании "Проспект" Натальи Одинцовой, очевидно, что сегодня "КрасЭйр" нацелена на расширение своей рыночной доли и защиту от сильного конкурента - "Сибири". "Приобретение пакета ДАЛ позволит "КрасЭйр" укрепить свое присутствие, например, на Дальнем Востоке, - считает Наталья Одинцова. - А для ДАЛ альянс с "КрасЭйр" может стать вопросом выживания на рынке". Напомним, что ДАЛ летает на арендованных у других компаний самолетах. Собственный авиапарк "Домодедовских авиалиний" выведен из компании в счет погашения долга перед структурами группы "Ист Лайн". Месяц назад авиакомпания "Сибирь" объявила о намерении выкупить часть бывшего авиапарка ДАЛ.

Несмотря на то что планы "КрасЭйр" и ДАЛ по формированию альянса максимально приблизились к своей реализации, специалисты авиарынка считают, что говорить об изменении конкурентной ситуации на рынке рано. Руководитель пресс-службы "Владивостокавиа" Александр Алексеев: "Мы не ожидаем обострения конкурентной борьбы на авиарынке Дальнего Востока в связи с созданием альянса между "КрасЭйр" и ДАЛ".

На этой неделе стало известно, что один из собственников авиакомпании "КрасЭйр" приобрел 49,6% акций "Домодедовских авиалиний" у одного из основных акционеров ДАЛ - ООО "СИГМА-Консалтинг". В обеих авиакомпаниях отказываются комментировать сделку. В "КрасЭйр" заявляют, что покупка этих акций не связана с планами авиакомпании по созданию альянса с ДАЛ, а является частной инициативой одного из акционеров "КрасЭйр".

По словам менеджера по связям с общественностью авиакомпании "Сибирь" Евгения Филянина, оценить перспективность подобного делового союза сложно: "Если ориентироваться на опыт "Сибири" и ее альянса с "Внуковскими авиалиниями", то в результате "Сибирь" смогла зайти на принципиально новые для себя рынки и существенно пополнить авиапарк, благодаря чему объемы перевозок "Сибири" за три года увеличились в четыре раза. Что касается возможного союза между ДАЛ и "КрасЭйр", то преимущества этого альянса менее очевидны. Известно, что сейчас ДАЛ не принадлежат те самолеты, на которых они летают. К тому же "веерное" расписание "КрасЭйр" базируется на перевозке пассажиров с Дальнего Востока на запад страны и во многом совпадает с географией полетов ДАЛ. Поэтому о заходе "КрасЭйр" на новые рынки говорить не приходится".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 9 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Сигма, Авиакомпания "Сибирь", Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", ИСТ ЛАЙН, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Нерадько Александр, Сибирь (S7 Airlines) (в процессе тестирования)