Опубликовано: 09.09.2004, 17:49
 

Самолеты остались без пассажиров


Теракты на Ту-134 и Ту-154 не прошли бесследно для российских авиакомпаний. Пассажиропоток большинства из них заметно снизился. "Аэрофлот" потерял около 3% потенциальных пассажиров на рейсах в Европу и США. У "Сибири", на борту сочинского рейса которой произошел теракт, перевозки пассажиров сократились на 15%. У других перевозчиков ситуация не лучше. По мнению экспертов, последствия терактов авиакомпании будут ощущать еще несколько месяцев, но глобального кризиса не произойдет.

Теракты в воздухе, унесшие жизни 90 человек, испугали пассажиров. Летать стали бояться. Многие российские перевозчики уже сейчас открыто заявляют о снижении пассажиропотока - главного производственного показателя авиакомпании. По словам генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова, "уровень загрузки рейсов "Аэрофлота" за последнюю неделю августа снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года". И это при том, что авиакомпания в сентябре рассчитывала на серьезную пассажирскую прибавку.

Отрицательные показатели "Аэрофлота" связаны с отказом от полетов не только россиян, но и европейских и американских пассажиров. "Там подняли просто истерию", - сетует Окулов. После терактов все российские авиакомпании ассоциируются с "Аэрофлотом". Кадры с логотипом авиакомпании обошли весь мир. Уже сейчас в "Аэрофлоте" говорят, что серия терактов отразится на финансовых итогах работы авиакомпании в третьем квартале. Точных данных пока нет, но аналитики считают, что перевозчик не досчитается нескольких миллионов долларов.

Не удалось избежать потерь и второй по величине после "Аэрофлота" авиакомпании "Сибирь". Именно на сочинском рейсе 24 августа произошел один из терактов. Пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский рассказал ГАЗЕТЕ: "Пассажиропоток стал падать не сразу. Но всего в течение пяти дней (с 29 августа по 2 сентября) число пассажиров сократилось на 15%". Особенно сильно пострадали рейсы на небольшие расстояния (1-1,5 тысячи км). Многие пассажиры сдали билеты и выбрали железную дорогу в качестве альтернативы. "Но уже в последние дни пассажиропоток начал восстанавливаться", - отмечает Новохатский. В "Сибири" спад перевозок не считают критичным. "Это временное явление, и по итогам года мы надеемся увеличить пассажирские перевозки на 23%", - говорит Новохатский.

Другие российские авиакомпании пока либо не подсчитали потери, либо говорят о незначительном снижении показателей. "Мы не можем подтвердить информацию Российского союза туриндустрии об отказах от билетов туристов по направлениям, на которых летают наши самолеты", - рассказал ГАЗЕТЕ пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. "За последнюю неделю нет отказов туристов ни из Гонконга, ни из Тайваня. Самолеты летают с полной загрузкой. И прошедшие теракты практически никак не повлияли на эту загрузку", - уверяет он. "Кризиса авиаперевозок, как это было после терактов 11 сентября в Нью-Йорке, в России не произойдет. Но это только в том случае, если не будет рецидивов", - считает Быхал. По словам пресс-секретаря авиакомпании UTair Игоря Блинова, "в первые дни после терактов народ был запуган. Но возвраты билетов были единичными, тем более что сейчас предпринимаются дополнительные меры безопасности, и люди это видят".

По мнению начальника аналитического отдела ИК "Проспект" Натальи Одинцовой, "учитывая, что снижение пассажиропотока зафиксировано не у всех российских перевозчиков и составляет всего несколько процентов, глобального кризиса авиаперевозок не будет". "Заставить прийти пассажиров обратно может повышение качества обслуживания и снижение цен. Российские авиакомпании постоянно повышают стоимость перелета, и это не менее существенный фактор, чем теракты, влияющий на загрузку самолетов", - считает Одинцова.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 9 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания Utair, Быхал Сергей, Ту-154, Ту-134, Ту-154М (в процессе тестирования)