О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России остались летающие самолеты времен Великой Отечественной

На прошедшей военно-исторической выставке "Асы II Мировой Войны" летали практически только раритетные самолеты, принадлежащие коллекционерам из Западной Европы

Но на прошедшей на территории Монинского музея авиации 13-15 августа международной военно-исторической выставке "Асы II Мировой Войны" летали практически только раритетные самолеты, принадлежащие коллекционерам из Западной Европы.

По сведениям, полученным в Федерации легкой авиации (ФЛА), за день-два до начала мероприятия полеты отечественных самолетов времен Великой Отечественной были запрещены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Нерадько. Поэтому неудивительно, что "летающей звездой" стал американский бомбардировщик В-25 "Митчелл", отполированная алюминиевая обшивка которого блестела на солнце. Вторым пилотом на В-25 был генерал-полковник Василий Решетнев, летавший на этом бомбардировщике в годы войны (самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу). "Тряхнув стариной" генерал увел боевую машину сразу далеко от аэродрома и она в течение всего полета только пару раз пролетала над зрителями. И даже Як-11, который пилотировал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Дейнекин, принадлежит коллекционеру из Чехии.

Сама же выставка явилась практически генеральной репетицией к подобному мероприятию будущего года, когда по всему миру будут проводиться торжества по случаю 60-летия Победы. Руководство ВВС обещает тогда показать в воздухе и советские истребители времен Великой Отечественной, которые вместе с бомбардировщиками и Ту-2 и Пе-2 в этот раз разместились на полевом аэродроме.

Но ведь есть у нас летающие "ретросамолеты". Так истребитель И-15бис летал на МАКС-2003, правда тогда г-н Нерадько занимал другой пост. И своим приказом он практически указал умельцам, восстанавливающих извлеченные из лесов и болот самолеты - ребята, продолжайте продавать их на Запад, в небе Отечества им делать нечего.

Действительно, работающая в Новосибирске "Авиареставрация" восстановила по новозеландской технологии несколько И-16 и бипланов И-153 "Чайка". Практически все они теперь находятся "за бугром" и выступают в тамошних авиашоу. Последнее проведено 10-11 июля этого года в английском городе Дюксфорд, в котором "Чайка" и приняла участие.

Остановить уничтожение советских боевых самолетов, в том числе послевоенных реактивных надо приостановить, хотя это вряд ли удастся. В лихолетье 90-х их снимали с многочисленных постаментов перед школами, в парках культуры, резали и несли во Вторцветмет.

А найти, отреставрировать и довести самолет до летного состояния - дело чрезвычайно дорогостоящее. Например, немецкие боевые самолеты в таком состоянии стоят по несколько миллионов долларов. К этому прибавьте эксплуатационные расходы. Чтобы все затраты окупить, надо постоянно участвовать за деньги в различных показательных выступлениях , а также за деньги показывать свои коллекции туристам. Так каждый иностранный пилот за участие в "Асах II Мировой Войны" получил по 7 тысяч евро. Плюс к этому большая страховка, из-за которой немецкие владелец "Мессершмит-109" отказался прилететь в Монино.

Модным в мире стало и создание точных копий боевых машин, так называемых "реплик". Они стоят немногим дешевле восстановленных - по несколько сот тысяч долларов. И этим делом серьезно занялся пока только Оренбургский машиностроительный завод "Стрела".

Оставшееся почти без заказов, это авиационное предприятие воссоздало уже более двух десятков ретро-самолетов, которыми пополнились зарубежные музеи и частные коллекции. Последний заказ - пять истребителей "Як" образца 1942 года.

Особая гордость заводчан - две летающие модели японского истребителя "Зеро", изготовленные для участия в съемках голливудского "Перл-Харбор". Хотя заказ на "Зеро" был не из легких. Для изготовления копии американцы привезли в Оренбург обломки самолета, поднятые со дна Тихого океана. Изучив их, конструкторы завода сделали чертежи.

А вот опытные заводы авиационных КБ Ильюшины, Микояна стонут от отсутствия заказов. Но ведь сохранились чертежи Ил-2, МиГ-3 и других боевых машин военного лихолетья. Заказы, как показывает опыт "Стрелы", обеспечены на многие годы вперед.

То есть отношение к ретросамолетам надо изменить - это серьезный, дорогостоящий и хорошо организованный бизнес.

Чем дальше уходят от нас годы войны, тем меньше молодое поколение знает о ней. И это естественно. Чтобы "не разорвалась связь времен" в странах-победителях во всех парадах, авиашоу всегда участвуют самолеты, участвовавшие в боевых действиях 1940-1945 годов. В России же впервые после войны было проведено подобное мероприятие и отдадим должное организаторам его. Сложностей было достаточно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловой вторник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка